Анализ поэмы Твардовского «Страна Муравия»


Поэма «Страна Муравия» написана в 1936 году. Сам выходец из крестьян Твардовский ставит перед собой задачу разобраться в происходящем, показать формирование нового сознания крестьян, их путь в колхозную жизнь. Написанию поэмы предшествовали произведения «Путь к социализму», «Вступление», была издана прозаическая книга и стихотворный сборник. Бывал Твардовский в колхозах и в качестве корреспондента, поэтому в деревенской жизни ориентировался хорошо и чувствовал живой интерес к тому, что происходило в деревнях и селах.

Сюжет поэмы Твардовскому подсказал Фадеев, который, анализируя произведение Ф.И. Панферова «Бруски», высказал мысль о том, что хорошо было бы написать произведение о мужике, уезжающем из деревни в поисках земли, где нет колхозов. Проехав по стране, возвращается он на родину и вступает в колхоз осознанно. Твардовский, ухватившись за эту идею, пишет поэму «Страна Муравия». Панферовский Никита тоже ищет Муравию, но этот эпизод не получает развития в романе. Твардовский же хочет шаг за шагом проследить процесс принятия крестьянином колхоза.

Главный герой поэмы Никита Моргунок, крестьянин-середняк, не принимая коллективизации, отправляется в дорогу на поиски мифической страны Муравии. Образ дороги здесь становится многозначным. Это и дорога в прямом смысле слова: «полоса земли, предназначенная для передвижения». Это жизненный путь главного героя, об этом в начале поэмы говорит Твардовский: «И в мире тысячи путей и тысячи дорог, и едет, едет по своей Никита Моргунок». Также это путь, который приведет Никиту в колхоз, изменит его восприятие действительности.

Вместе с главным героем читатель идет по этой дороге, приобретающей масштаб планеты, а сам Никита становится гражданином мира, перед которым открыты все пути, а выбрать он должен только один. Исторические реалии показаны через восприятие героя. Маршрут Твардовский строит так, чтобы проследить изменения, происходящие в характере Моргунка.

О прошлом героя мы знаем только то, что он был рожден в крестьянской семье, крестился в православной церкви. В семнадцать лет Никита женился и стал жить отдельно от родителей, своей семьей. В начале развития действия герою 38 лет.

Процесс коллективизации идет полным ходом, но Никита еще не проникся происходящим, он не хочет вступать в колхоз, в этом он признается своему другу-свояку. Всю жизнь Никита руководствовался дедовским наблюдением, которое распределяет жизнь человека на три периода. В двадцать лет человек должен быть здоров и полон сил, в тридцать – набраться ума, к сорока – ему нужно достаток нажить. Никите подходит последний срок, чтобы получить достаток. Если не сейчас, то никогда, поэтому вступление в колхоз не входит в его планы. Когда-то он слышал о стране Муравии, где плодородная земля, у каждого крестьянина хуторок имеется. Туда, бросив все, отправляется Никита. Его сопровождает конь Серый, которого он считает своим другом, поэтому не хотел отдавать его в колхоз. Серый помогал ему всегда, выслушивал все сомнения, размышления Никиты, И в этом трудном поиске конь сопровождает хозяина.


Никита встречается в пути с попом, который ходит по деревням, собирает еду и деньги. О Боге он давно забыл и не поддерживает разговор Никиты о вере. Другой человек, которому верил, которого уважал Никита в прошлой жизни, был его богатый сосед Илья Кузьмич Бугров. Когда пришла советская власть, у него отобрали имущество и отправили со всей семьей на Соловки. Бугров сбежал вместе с малолетним сыном. Никита, встретив его на дороге, не сразу узнал: Илья Кузьмич был бос, кое-как одет и больше походил на нищего, чем на богача. Моргунок, который всегда мечтал быть с ним на равных, посочувствовал беде соседа. Они выпили по чарочке, а, проснувшись утром, Никита обнаружил, что Бугров сбежал с его верным конем, а сына родного бросил. Не отдав коня в колхоз, Моргунок теряет его в пути. Показав отсутствие нравственных ценностей у кулаков, Твардовский подчёркивает честность, порядочность крестьянства. Когда-то богатство помогало Бугрову скрывать свою подлую душонку, теперь он нагой и в прямом, и в переносном смысле слова. Лишившись богатой одежды, Илья Кузьмич обнажил и свой внутренний мир, а в нём оказались только жадность, зависть, злость, лживость, жестокость.

Примечателен фрагмент, изображающий, как Моргунок работает на току. Путешествуя не один день, он соскучился по труду. Твардовский говорит о том, что стук цепов напоминает Никите музыку. Моргунок – честный, трудолюбивый, щедрый человек, и жизнь без труда не имеет смысла для него.

Следующий человек, которого встречает Никита на пути, – это председатель колхоза Андрей Фролов. Твардовский сравнивает его с русскими богатырями, он наделяет героя исполинской силой. Фролов знает, чего хочет от жизни, он всегда уверен в своей правоте. Председатель показывает Никите колхозное хозяйство, рассказывает о своей судьбе. Он, так же как Никита, вспоминает своего деда. Все мужчины рода Фроловых равнялись на него, поэтому твердо стоят на земле и передают свои знания, умения, любовь к родной земле из поколения в поколение. Если что-то будет угрожать их правде, жизни, то все Фроловы встанут плечо к плечу, чтобы защитить народную власть. Фролов раскрывает Моргунку смысл происходящих в стране событий.

В своей поэме Твардовский продолжает традиции народного поэта 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Он вдохновенно описывает русскую природу, крестьянский труд, землю, краше которой нет, и нет лучшего счастья, чем жить на ней. Твардовский использует фольклорные элементы, которые усиливают народность поэмы. Фрагменты народных песен, сказочные истории подчеркивают обобщающий смысл произведения. Селение Острова символизирует уходящую Россию, история богомола идущего в Киев отречение от Бога. Страна Муравия является символом индивидуального идеального хозяйства. В конце поэмы старик-богомол говорит Никите, что Муравия исчезла с лица земли, была и нет. Один путь теперь остался Никите – в колхоз.

Реальную историческую действительность Твардовский изображают через призму фантастики и условностей. Все основные образы изображают социальные слои села: середняки, кулаки, большевики, религиозные служители. Кулак украл коня, передал его попу, отрёкшемуся от веры. Середняк Никита понял, что с ними ему не по пути, он поверил большевику Фролову и вернулся на родную землю, сделав свой выбор.

«Страна Муравия» – это классика русской литературы. В ней проявляется мастерство автора, который показал историческую правду, сочетая ее с художественным вымыслом. Он рассказал о своём отношении событиям, свидетелем которых ему довелось стать.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы-символы в поэме Твардовского «Страна Муравия»
  • История создания поэмы Твардовского «Страна Муравия»
  • Проблематика поэмы Твардовского «Страна Муравия»
  • Особенности сюжета и жанра поэмы Твардовского «Страна Муравия»