Анализ повести Гоголя «Портрет»


1. История создания произведения.

Замысел создания повести появился в 1832 году. Работа шла с 1833 по 1834 гг. В 1835 году произведение было опубликовано в сборнике «Арабески». Из-за резких критических замечаний Н.В. Гоголь в 1841 году принимается за переработку повести, а в 1842 году ее заканчивает. Оставив лишь «канву» первой редакции и сделав многочисленные изменения, писатель в 1842 году отправляет вторую редакцию повести П.А. Плетневу, и ее публикуют в 3-ем номере журнала «Современник». После этого повесть «Портрет» публикуется только во второй, переделанной редакции.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Портрет» относится к жанру повести.

3. Название произведения и его смысл.

Н.В. Гоголь акцентирует внимание на образе портрета, который является связующим элементом двух частей всей повести. Используя термин из художественной сферы в названии, автор подчеркивает важность в повести темы искусства и творчества. Портрет является олицетворением зла, «дьявольской силы», он также символизирует власть денег, славы и других ложных жизненных ценностей. Портрет ростовщика является не только полноценным героем, влияющим на характеры и образы жизни персонажей, но и своеобразной проверкой персонажей, ведь портрет не руководит людьми, а всего лишь их искушает, позволяя выбрать путь зла или добра.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В первой части повести повествование ведется от третьего лица.

Во второй части повести наблюдается «рассказ в рассказе». В начале и в финале данной части повествования ведется от 3-его лица, а основная часть представлена как повествование художника Б., рассказывающего о ростовщике и о своем отце-создателе портрета ростовщика.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Основные темы повести: искусство, добро и зло.

Н.В. Гоголь поднимает следующие проблемы, связанные с темой искусства: сила творчества, истинное искусство и ремесло, развитие и растрачивание таланта, творчество ради прибыли и славы, божественное предназначение творца, ответственность творца за свое творчество.

Поднимаются в повести также проблемы пустоты и ничтожности светского общества, нравственного выбора, борьбы добра и зла, власти денег и славы, духовной деградации.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Весь сюжет строится вокруг образа ростовщика и его портрета. Портрет ростовщика искушает своих обладателей.

Центральный персонаж первой части Чартков подается искушениям и оказывается во власти денег и славы. Автор демонстрирует, что художник Чартков самостоятельно губит свой талант и губит в себе доброе начало и чистую душу.

Центральному персонажу второй части – создателю портрета ростовщика – удается уйти из-под влияния портрета, он, противостоя злу, очищает душу от греха и развивает свой талант.

Главные конфликты произведения: борьба добра и зла, борьба истинного искусства и ремесла.

7. Система образов произведения.

Каждая часть имеет собственную систему образов. Связующим элементом двух частей является портрет ростовщика.

Центральным персонажем первой части является Чартков, который из художника превращается в ремесленника и губит все свои лучшие личностные качества. То есть данный образ можно рассматривать двояко: Чартков-прежний и Чартков-новый.

Важное место в первой части занимает образ «прежнего товарища» Чарткова, который благодаря упорному труду и отказу от светской жизни создает по-настоящему гениальное произведение искусства.

Также уделяется внимание светскому обществу.

Во второй части основными героями являются ростовщик, создатель портрета ростовщика, его сын-художник Б.

8. Композиция произведения.

Повесть «Портрет» делится на 2 части, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельное произведение.

В 1-ой части повествуется о жизни Чарткова и о его изменениях в результате сделанного выбора. Во 2-ой части художник Б., имеющий цель уничтожить портрет ростовщика, который находился на аукционе, рассказывает о личности ростовщика, о создании его портрета, о влиянии портрета на жизнь его обладателей, о судьбе и выборе создателя портрета.

Образ портрета ростовщика и проблема искусства объединяют две части в единое произведение.

Хронологический порядок и фабула в повести не совпадают: по хронологии сначала идут все или некоторые (неизвестно, когда – до или после аукциона – произошли события с Чартковым) события второй части. Сначала повествуется о жизни Чарткова, только потом – о создании портрета ростовщика.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В «Портрете» реальное соединяется с фантастическим. Фантастический образ портрета ростовщика становится способом раскрытия порочности общества и отдельных его представителей.

При раскрытии образа Чарткова используется прием антитезы. Прием антитезы используется и при сопоставительном анализе: Чартков и создатель портрета ростовщика, Чартков и его «прежний товарищ», Чартков и художник Б.

10. Отзыв о произведении.

Повесть «Портрет» – замечательное произведение, которое заставляет задуматься о нравственном выборе, о стремлении всегда сохранять свою душевную чистоту, о вечном борьбе добра и зла, об искусстве и таланте.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Чарткова в повести Гоголя «Портрет»
  • Образ ростовщика в повести Гоголя «Портрет»
  • Образ отца художника Б. в повести Гоголя «Портрет»
  • Образ художника Б. в повести Гоголя «Портрет»