Анализ повести Короленко «Слепой музыкант»


Знаменитая повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант», написанная в 1885 году, переиздавалась только при жизни писателя 15 раз.

Главный герои повести слепой скрипач Петр в реальной жизни имел прототип, а в детстве Короленко часто общался со слепой от рождения девочкой, поэтому смог так точно описать ощущения слепых.

По жанру это произведение – романтическая повесть. Главный герой Петр родился слепым в богатой семье. Его любят и жалеют, поэтому он растет избалованным и капризным. Огромное место в воспитании и становлении мальчика сыграл его родной дядя Максим. Он став инвалидом, задался о смысле жизни и о ненужности ущербных людей. Подумав о дальнейшей судьбе племянника, дядя решил сделать его востребованным сильным человеком и это вполне ему удалось.

Мать слепого мальчика - чувствительная и гордая, любая и страстная натура. Она видит свое счастье в счастье сына и много ему дала, чтобы он смог реализовать свою месту, а главное, чтобы он состоялся как человек.

Эвелина - подруга детства Петра - образ романтической возлюбленной. Эта дружба зародилась в детстве. Когда девочка узнала, что ее друг совершенно слеп и не видит даже солнца, она расплакалась. Но их дружба и любовь перенесли испытание временем, молодые люди поженились и стали счастливыми родителями.


Автор много внимания уделяет описанию природы, ее красоте и влиянию на человека.

В произведении поднимаются философские и психологические вопросы, которые волнуют все человечества на протяжении всего его существования. Главными и любимыми темами писателя являются любовь, семейное счастье смысл жизни.

Действие повести развивается в течение двадцати лет: от рождения мальчика до того момента, когда он становится счастливым отцом и узнает, что его сын совершенно здоров и может видеть. В произведении поднимаются вопросы, которые и в наше время не потеряли своей актуальности- это вопросы, связанные с проблемами инвалидов, их нужности обществу, возможности их реализации и самоопределения.

Короленко своей работой утверждает, что нет бесполезных людей, каждый может и должен найти себя. Книга учит милосердию и доброте, она учит никогда не сдаваться, не впадать в уныние, а бороться за свое счастье, искать свой путь.

Ведь, услышав в пять лет игру на свирели старого конюха Иоакима, Петр скоро научился играть на ней, а затем стал хорошим пианистом и скрипачом. Нельзя сказать, что это всегда было легко, но зато стало понятно, что жизнь этого человека будет неразрывно связана с музыкой. Кульминацию мы видим в шестой главе, когда Петр, путешествуя по родному краю, встречается со слепым музыкантом Юрко, который был озлоблен на судьбу и людей из-за своей болезни. Встреча со слепым звонарем, который так же, как и Юрко, ненавидел людей, озлобленный на весь мир и не умеющий радоваться жизни и беседы со слепыми нищими, указали Петру его новый путь- он может помогать людям. Ведь он, так же как и они слеп, но нашел себя, дарит радость себе и людям, не потерялся в мире тьмы, а это значит, что и другие слепые от рождения или от болезни могут и должны научиться радоваться жизни и любить людей.

Главная мысль повести - каждый должен быть в этом мире счастлив!




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания повести Короленко «Слепой музыкант»
  • Нравственные проблемы в повести Короленко «Слепой музыкант»
  • Чему учит нас повесть Короленко «Слепой музыкант»?
  • Отзыв о повести Короленко «Слепой музыкант»