Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем»


«Повесть о разорении Рязани Батыем» предположительно написана в 13-14 веках. Скорее всего, основная часть была создана практически сразу после описываемого исторического события, а некоторые эпизоды добавлены позднее, например, плач Ингваря Ингваревича.

Структурно в произведении можно выделить четыре части. Первая рассказывает о нападении Батыя, о том, как князь Юрий Ингваревич пытался объединить князей и сохранить мир. Он готов был пойти на поклон к хану, лишь бы не допустить кровопролития. Именно поэтому он направляет послом своего сына Федора. Батый принимает дары и соглашается на перемирие. Однако коварный и подлый хан не сдерживает слово. Он требует от князей приводить к нему дочерей и жен на поругание. Разобщенность и зависть между князьями видна в том, что кто-то из вельмож доложил Батыю о том, что у Федора есть красавица-жена.

Татарский хан нагло приказывает Фёдору прислать Евпраксию к нему на ложе. Храбрый и честный юноша не мог стерпеть такого унижения и открыто отказывает хану. Он понимает, что будет убит, но должен постоять за честь жены и всех женщин Рязани. В итоге Батый убивает всех послов, и разгневанный, идет в наступление.


Евпраксия же, узнав об этой беде, принимает решение уйти из жизни. Она горда и независима, поэтому стать добычей хана не может.

Вторая часть повести передает жестокий бой Юрия Ингваревича и его дружины. Русские люди настолько сильны, что смогли уничтожить огромное количество врагов. Князья понимали, что бьются за своих родных, которые остались в городе. Их долг — не подпустить врага к воротам, но орда слишком многочисленна. Вскоре все защитники остаются лежать на поле боя мертвыми. Татаро-монгольский царь показан здесь жестоким и коварным человеком. Для него главное — уничтожить христианскую веру и всех православных людей. После него Рязань полностью разорена и опустошена.

Отдельным эпизодом можно выделить бой Евпатия Коловрата и Хостоврула. Евпатий был настолько впечатлен увиденным в городе, что, не раздумывая, бросился в погоню за татарами. Он не побоялся выступить со своим малочисленным войском, потому что в сердце его была лютая ненависть к врагу и обида за всех русских людей. Евпатий похож на былинного богатыря, он такой же крепкий и сильный, непобедимый и бесстрашный. Он побеждает в поединке. Только применив камнеметательные машины, татары убивают Коловрата. Этот герой вызывает уважение даже у Батыя. Хан произносит слова, в которых восхищается мужеством этого воина и сожалеет о том, что среди его людей нет такого человека.

Последняя часть повести — это плач по всем убитым, по сожженным церквям, по опустошенному городу. Ингвар Ингваревич, брат Юрия, единственный, кто не попал на битву с Батыем. Но его роль особая — он должен оплакать всех, найти тела и предать земле. Ингварь обращается к Господу, просит помощи и душевных сил. Пережить увиденное очень тяжело. Князь находит всех своих родных, отпевает и хоронит. Все эти действия сопровождаются стонами и плачем. Теперь перед ним одна цель — отстроить город и населить его людьми, чтобы земля русская продолжала процветать. Ничто не сможет погубить Русь, если на ее защиту встанут такие люди, как рязанские князья.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Евпраксии в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Агриппины в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ «чаши смертной» в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ автора в «Повести о разорении Рязани Батыем»