Анализ повести Толстого «Юность»


Повесть «Юность» является заключительной в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. Писатель три раза переписывал произведение, стараясь максимально правдиво и точно передать мысли и размышления главного героя в пору его взросления.

Николеньке Иртеньеву почти семнадцать лет. Он ощущает себя взрослым и самостоятельным человеком, но пока его рассуждения и принципы бывают ошибочны. Через его внутренний диалог читателю открываются многие темы и проблемы, которые актуальны в любое время.

Тема самосовершенствования и самовоспитания — одна из главных. Николенька Иртеньев составляет правила жизни, выстраивает линию поведения, определяет идеал «человека комильфо» и стремиться стать им. Но иногда его мысли греховны, он понимает это и стремиться избежать их. Часто им овладевает гордыня, себялюбие, он возвышает себя над простыми людьми. Тем не менее Николай — сильная личность, способная совершенствоваться.

Тема дружбы также занимает важное место в повести. Герой сходится с разными людьми, но самым близким для него становится Дмитрий Нехлюдов. Именно он учит Николая многим важным вещам. Например, что взросление — это не только физиологический процесс, но и формирование личности. Нехлюдов нравится Николеньке своим рассудительным свободным умом, холодностью. Однако постепенно Иртеньев видит в друге совершенно другие черты, которые не соответствуют идеалам. Нехлюдов горд и самолюбив, именно поэтому он принимает Любовь Сергеевны, которая боготворит молодого человека. Постепенно Николенька и Дмитрий удаляются друг от друга, но влияние, оказанное старшим товарищем на Николеньку сыграло свою роль.


Тема подростковой любви не менее важна. Размышляя о типах любви, влюбляясь и встречаясь с девушками, Николай еще не готов к глубоким чувствам. Он ощущает потребность в любви, но пока еще страсть не охватывает его душу. У него все впереди.

На формирование нравственных качеств героя оказывают влияние родные и знакомые люди. Брат Володя презирает девочек, не хочет общения с ними, и Николай вдруг понимает, что это неправильно. Любочка и Катя заслуживают внимания и душевной теплоты. Наблюдая за братом во время карточной игры, Николай принимает решение не поддаваться вредным привычкам и отстаивать свое мнение.

Свою точку зрения относительно людей-комильфо разрушает встреча с Зухиным. До этого Иртеньев разделял людей на три категории: первых, комильфо, которые красиво одеваются и стараются соответствовать правилам обществам. Вторые, не комильфо, не имеют кареты, богатой комнаты, не ухаживают за своими ногтями и не чистят сапоги. К ним герой относится презрительно. И третьи, простые люди, вообще остаются незамеченными. Студент Зухин своим образованием, умом, добротой и заботой меняет мнение Николеньки.

Последняя глава ставит все на свои места. Иртеньев осознает свои ошибки, переживает из-за неприятностей, но находит в себе силы измениться и вновь приступить к работе над своим внутренним миром.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Толстого «Юность»
  • Тема человека-комильфо в повести Толстого «Юность»
  • Процесс умственного и нравственного развития человека в повести Толстого «Юность»
  • Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева (по повести Толстого «Юность»)