Анализ пролога к поэме Пушкина «Руслан и Людмила»


Как известно, вступление к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкин написал позже, уже после того, как вышла первая редакция поэмы. Некоторые критики тогда говорили о том, что в произведении мало народных элементов. Именно поэтому писатель, стремившийся к народности, пишет в 1825 году пролог, в котором отобразились действительно народные образы.

Пролог явился некой собирательной картиной таинственного мира, который с детства знаком каждому человеку.

Любой пролог знакомит читателя с замыслом произведения, а также настраивает на дальнейшее повествование. Вступление «Руслана и Людмилы» сразу дает понять, что действие будет отличаться своей сказочностью и необычностью. Читатель предполагает, что он увидит перед собой сказку, в жанровом отношении – волшебную сказку. На это указывают различные фольклорные образы.

После написания вступления А.С. Пушкин не своими устами рассказывает историю Руслана и Людмилы, а устами ученого кота, который рассказывает различные сказки. Идейное содержание такого изменения велико: эта сказка по-настоящему народная, а не авторская.

Так как пролог был написан намного позже, чем сама поэма, его можно рассматривать и как отдельное произведение.


В первую очередь оно отличается своей раздробленностью. Образы складываются в своеобразную мозаику, которая резко сменяет друг друга. Вступление имеет развитие во времени, и благодаря этому достигается полное выражение его идеи. При этом все образы недвижимы: в лесу расположился дуб зеленый, недалеко от которого стоит избушка Бабы Яги.

Все образы пролога дышат народностью: это и лес, и избушка, и Баба Яга, и леший, и русалка, и витязи, выходящие из вод морских, и королевич, и царь, и колдун, и богатырь, и царевна, и Кащей.

Композиционно пролог делится на две неравных части: первая часть состоит из первых 6 строк. В них А.С. Пушкин дает указание на время и место действия: действие происходит у лукоморья днем и ночью.

Вторая часть пролога намного шире как по объему, так и по частоте образов, мгновенно сменяющих друг друга.

Писатель выделяет несколько образов в повествовании. Лукоморье олицетворяет мир света и добра. Образ дуба ассоциируется с устным народным творчеством. Кот – это образ различных народных поверий. Именно поэтому история Руслана и Людмилы вкладывается в его уста.

Стремившись к народности, А.С. Пушкин употребляет и соответствующую лексику: она отличается простонародностью. Автор употребляет устаревшие слова, которые помогают передать ощущение старины. Ушедшая эпоха же отличается своей необычностью и неповторимостью, поэтому ее нужно всегда помнить.

Некоторые исследователи называют пролог «Руслана и Людмилы» энциклопедией русского фольклора. С помощью различных народных образов А.С. Пушкину удалось в условиях дворянской литературы показать всю живость и красоту устного народного творчества. В прологе автор смог показать все представления предков об устройстве мира, о добром начале и злом. Весь мир культуры славян нашел отражение в произведении «Руслан и Людмила».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сказочные и реальные образы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
  • История создания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Отзыв о поэме Пушкина «Руслан и Людмила»