Анализ рассказа Чехова «На мельнице»


Вступление

Творчество А.П. Чехова отличается своей краткостью, но в то же время ёмкостью по содержанию. Обличая человеческие пороки, он не говорит о них напрямую, что даёт возможность читателю порассуждать самостоятельно. Рассказ «На мельнице» - не стал исключением. Наблюдая за поведением Алексея Бирюкова, читатель сам задаётся вопросами: «Является ли главный герой достойным человеком? Поступает ли главный герой по чести или нет?»

История создания произведения

Данный рассказ относится ко второму периоду творчества Чехова, который начался с 1886 года и продолжался вплоть до 1895. За этот промежуток времени в творчестве автора особо проявляется мотив высмеивания обывательского сознания, поднимаются более острые общественные проблемы, в которых комического становится меньше. Произведение «На мельнице» было написано и опубликовано в 1886 году в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Жанр произведения. Признаки жанра

По жанру произведение «На мельнице» - рассказ, имеющий характерные признаки. Во-первых, текст небольшой по объему. Во-вторых, события, описываемые Чеховым, кратковременные и в них задействовано не много персонажей: Алексей Бирюков, старуха, Клиопа, Диодор, Евсей. В-третьих, наличие одного главного героя. В данном случае это Алексей Бирюков - мужчина средних лет, мельник.

Название произведения и его смысл

Само название «На мельнице» отображает место основного действия в рассказе, напрямую отвечая на вопрос «где?». С одной стороны, оно не кажется необычным, а с другой - оставляет нотку интриги перед читателем, потому что непонятно, будет ли указан город, важно ли это в принципе. Ответ на вопрос возможно получить только в процессе чтения.

От чьего лица ведётся повествование?

Повествование в рассказе «На мельнице» ведётся от третьего лица. Автор пишет в настоящем времени, что создаёт впечатление, будто событие разворачивается здесь и сейчас. Так читателю проще визуализировать происходящее, анализируя его.

Почему?

Повествование от третьего лица имеет своё значение. Отчасти это связано с образом Алексея Бирюкова, на чьё поведение объективно можно посмотреть только со стороны. Мельник малодушен, его оценка самого себя была бы субъективна, но автор даёт возможность рассмотреть героя без прикрас.


Тема и идея произведения. Проблематика

Основной темой рассказа «На мельнице» является тема жадности и алчности. Имея большие деньги, главный герой думает, что имеет власть над людьми, однако, на самом деле, он просто держит народ в страхе. Излишние богатства сделали его скупым до такой степени, что он с трудом дал денег нуждающейся в помощи матери. Идеей Чехова было показать, как деньги могут испортить человека, и что происходит с теми, кто ставит материальное превыше всего.

Несмотря на то, что произведение небольшое по объему, оно раскрывает ряд актуальных проблем. Например, проблема человеческого равнодушия, которая особенно прослеживается во взаимоотношениях главного героя с матерью. Зная, что женщина больна, он не навещал её. Более того, героиня сама признаётся, что Алексею и его брату нет до старушки дела: «Им-то всё равно, жива я или померла, а ведь они-то у меня родные, утешение...».

Ещё одной важной проблемой, поднимаемой писателем, становится проблема пагубного влияния денег на духовное развитие человека. Зацикленность на богатстве и достатке привела мельника к тому, что его душа «обнищала», он стал мелочным и жестоким.

Сюжет (сюжетные линии) произведения

В рассказе «На мельнице» судьба Бирюкова - это и есть основная сюжетная линия. Несмотря на то, что описывается всего один день из его жизни, становится понятно, какой он человек. Завязка начинается с диалога главного героя с монахами, плавно перерастающего в конфликт, который стихает только с приходом матери мельника. Герой перестает браниться, замолкает, подозревая о том, что та пришла просить у него помощи. В конце он всё-таки даёт ей денег, но очень мало - один двугривенный, этого не хватит, чтобы прокормить семью, находящуюся в бедственном положении.

Конфликт. Ключевые эпизоды

Говоря образно, Алексей Бирюков находится в конфликте со всем обществом в целом. Из слов матери узнаются подробности о его жизни: грабежах и насилии, применяемом к людям. Живёт он хорошо, но одиноко: «Тебя господь и умудрил, и возвеличил супротив всех, и насытил...».

Показательным эпизодом стал диалог главного героя с работающими на мельнице монахами. Алексей оклеветал послушников церкви за то, что они якобы воруют рыбу в реке, которую он взял на откуп. Попытки Клиопы объяснить хозяину, что это не его собственность, и право на ловлю рыбы они имеют - оказались тщетны. Герой был четко убеждён, что церковнослужители обязаны выплачивать ему деньги, поэтому бранился на них, называя ворами: «Богу молитесь, а воровать за грех не считаете». Клиопа и Диодор терпеливо сносили оскорбления, но недолго, первый решился высказаться: «Владыка святый, нет для меня тягостнее послушания, как на мельницу ездить!». Безвыходность положения вынуждает их терпеть унижения, ведь по близости других мельниц нет.

Система образов произведения

Появление любого героя в литературе неслучайно. Каждый выполняет свою определённую задачу. Рассмотрим это на примере рассказа «На мельнице».

1. Клиопа и Диодор. Простые монахи, зарабатывают на жизнь честным трудом и служат богу. Взаимодействуя с ними, главный герой чувствует, что они безответны и не станут возмущаться на его оскорбления. Несмотря на это, работа у мельника ассоциируется у них с адом: «Просто хоть с голоду помирай или немолотое зерно кушай!».

2. Старуха (мать Бирюкова). Отроду добрый и вежливый человек, почитающий бога. Не ропщет на судьбу из-за бедности, искренне любит детей несмотря на то, что они равнодушны к ней: «Они без меня могут, а я без них, кажется, и дня бы не прожила...».

3. Алексей Бирюков. Жаден и скуп. Живя в достатке, он не помогает нуждающейся в помощи семье. Не радуется матери после долгой разлуки, не интересуется её жизнью: «Ну, зачем вы пришли? Башмаков не жалко!».

4. Евсей. Молодой работник, делал вид, что занимается починкой рыболовной сети. Главный герой ругает его за безделье. В последней сцене, когда Бирюков отталкивает мать, автор пишет: «...даже пьяный Евсей окаменел и испуганно уставился на своего хозяина», таково было его потрясение.

Композиция произведения

Композиция рассказа линейная. События развиваются в хронологическом порядке, последовательно: диалог с монахами, визит матери, отъезд Бирюкова и сцена прощания с героиней.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Особый смысл придают изобразительно - художественные средства, используемые Чеховым в рассказе. Например, сравнения нужны для наглядной передачи образа Алексея Бирюкова при описании портрета. Писатель сопоставляет его с матросами: «...фигурой и лицом похожий на тех топорных, толстокожих и тяжело ступающих матросов». Или же сравнение салопа старушки со спинкой жука. Отдельную роль играют и эпитеты, передающие настроение в произведении: «сырая и холодная осень», «отборная, отвратительная ругань», «плачущий голос» и др. Также инверсия: «зашепелявила она», «сказала она» и просторечия, которые говорит старушка «двоечко», «езжай» и т.д.

Отзыв о произведении

Рассказ «На мельнице» не теряет своей актуальности и по сей день, хоть и прошло много лет. Чехов поднимает острые нравственные проблемы общества, такие как: жадность, алчность, равнодушие, скупость, что часто присуще людям. Произведение позволяет читателям любого возраста переосмыслить ценности, в чем и есть его главное преимущество. Ознакомившись с текстом, каждый решает для себя сам: правильно ли поступил Алексей Бирюков или нет.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как Алексей Бирюков превратился в жадного и бесчеловечного мельника? (по рассказу Чехова «На мельнице»)
  • История создания рассказа Чехова «На мельнице»
  • Проблематика рассказа Чехова «На мельнице»
  • Отзыв о рассказе Чехова «На мельнице»