Анализ рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»


Искандер написал свой рассказ «13 подвиг Геракла» в 1964 году, когда писателю исполнилось 35 лет. Перед читателями встают картины, показанные ребенком и взрослым. Это позволяет воспринимать произведение как универсальную прозу, помогающую раскрыть суть таких понятий, как трусость, страх, ложь, мудрость.

Главные герои — пятиклассник советской школы времен Великой Отечественной войны и учитель Харлампий Диогенович. Этот преподаватель — человек, который дает не только знания, но и воспитывает в детях важные моральные качества. Причем метод, который он использует, быстрый и действенный. Математик использует юмор. С помощью него он высмеивает пороки, которые зарождались в учениках. Высмеивая одного, он давал урок остальным. И каждый из пятиклассников старался жить по законам совести, чтобы в будущем не стать посмешищем для всего класса.

Например, опаздывающий на урок мальчик становился «принцем Уэльским», а списывающий двоечник черным лебедем, рискующим сломать себе шею.

Но самый главный эпизод, который передан в тексте — испытание самого рассказчика. Перед ним стоял важный нравственный выбор — получить неудовлетворительную оценку и стать объектом для шуток или солгать и попробовать уйти от ответственности. Его неокрепший ум выбирает второе, так как этот путь кажется проще и легче. В результате он совершает сразу несколько безнравственных поступков.


Он обманывает врача и медсестру, советуя им пойти в 5 «б» класс. Мальчик лжет, что на следующем уроке им нужно идти в музей. Он пытается обмануть учителя, тем самым избежать наказания. Пятиклассник равнодушен к окружающим. Пытаясь спасти себя, он не задумывается над тем, что некоторые из ребят панически бояться уколов. Например, Адольф Комаров. Алика охватывает страх настолько, что он бледнеет и почти падает в обморок, но все равно подходит к врачу.

Все эти неблаговидные поступки родились не просто так. Мудрый преподаватель понимает причину этого. Он не может оставить это просто так, потому что в дальнейшем хитрый ученик может пойти по неправильному пути. Его нужно спасать, поэтому оставшиеся несколько минут Харлампий Диогенович уделяет нравственному воспитанию.

Бесстрашный малярик совершает свои действия из-за трусости. Именно это говорит математик, сравнивая ребенка с человеком, который решил исправить историю и совершить тринадцатый подвиг Геракла. Неприкрытая насмешка, ирония, смех всего класса над рассказчиком заставляют его задуматься — правильно ли он поступил. К нему приходит понимание того, что он безответственный и трусливый человек, и нужно обязательно исправиться.

Рассказывая эту историю, уже повзрослевший человек, благодарен своему педагогу за то, что тот закалял лукавые детские души и не позволил злу, обману и фальши поселиться в еще не созревшей личности.

Этот рассказ очень поучительный и мудрый. Его нужно читать не только детям, но и взрослым, потому что он воспитывает самые важные нравственные ценности и показывает серьезные проблемы с помощью иронии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Шурика, Сахарова и Алика (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)
  • Юмор в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Какой смысл вкладывает Искандер в название рассказа «13 подвиг Геракла»?
  • «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным» (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)