Анализ рассказа Платонова «Песчаная учительница»


Андрей Платонович Платонов написал рассказ «Песчаная учительница» в 1926 году. Прототипом главной героини стала его жена, которая, как и Мария Никифоровна, ликвидировала безграмотность в селе Воронежской области.

Произведение реалистично. Сам автор определяет его жанр, как очерк, ведь предлагает в нем практические методы борьбы с песками. Сюжет же этого коротенького рассказа мог бы стать основой целого романа о становлении человеческой личности, о преодолении себя.

Тема данного произведения - проблема выбора главной героини, молодой учительницы. Основная мысль же заключается в том, что для достижения поставленной цели не всегда нужна решимость, огромное значение имеют и такие качества, как мудрость и смирение. Героиня добровольно принимает на себя участь вечной песчаной учительницы, забыв о личном счастье.

Что касается композиции рассказа, он состоит из пяти небольших по объему главок. Первая рассказывает о детстве и годах учебы героини, Марии Нарышкиной, дается характеристика ее отцу. Но все самое важное в рассказе начинается с того момента, когда молодая учительница отправляется в далекое село Хошутово. Вторая часть - описание этого богом забытого уголка, в котором люди заняты тяжелым, но бессмысленным трудом - чисткой дворов от постоянно прибывающего песка.


В третьей части рассказа - повествование о бесполезности обучения традиционной грамоте. В этой местности нужна специальная наука - наука борьбы с песками. Девушку поставили в трудные условия - ей пришлось самой научиться этой «грамоте», а только после этого обучать других, да и трудиться вместе со всеми.

Четвертая часть - счастливое время преображения. За два года село изменилось до неузнаваемости. Зеленела шелюга и защищала огороды и колодцы, порастали посадки сосен.

Заключительная, пятая часть становится кульминационной. В ней автор описывает, как кочевники уничтожили за трое суток все, над чем долгие годы трудилась учительница и односельчане. Кроме этого, Мария Никифоровна узнает, что в Хошутово в ней уже не нуждаются, ей же было предложено поехать в село Сафугу и там заняться обучением местных жителей, то есть все начать сначала. Смирившись со своей участью, девушка согласилась.

Анализируя рассказ, следует отметить его художественные особенности. Начнем с того, что автор противопоставляет мертвость пустыни и жизнестойкость, оптимизм главной героини, ее желание вывести людей за черту бедности, «излечить от отчаяния». А.П. Платонов использует яркие художественные средства, чтобы показать, что пустыня - зыбкая могила, которая не способна дать ничего живого. В заключительной части этого произведения Нарышкина понимает, что в этих песках осталась ее молодость, да и она сама, наверное, уже здесь умерла. Но нет: Нарышкина не сдается. Она еще поборется и приедет в Хошутово старушкой не по пескам, а по лесной дороге.

Именно пейзажи в рассказе Платонова реализуют антитезу мертвого и живого. Много в нем и афоризмов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Чему подчинена композиция рассказа Платонова «Песчаная учительница»?
  • Роль учителя на селе (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • Отзыв о рассказе Платонова «Песчаная учительница»