Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»


Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», написанный в 70-х годах XIX, был основан на реальных событиях. В молодости Толстой служил на Кавказе, где точилась война. Он чуть не попал в плен к врагу, когда сопровождал вмести с другими солдатами обоз. Толстому надоело ехать медленно и он с несколькими сослуживцами поехал вперед. На русских солдатов напали чеченцы. Писателя спас друг-чеченец Садо. Эту историю хранила в памяти дочь Толстого, событие стало основой для написания анализируемого рассказа. К произведению Лев Николаевич добавил подзаголовок «Быль», намекая, таким образом, что описанное имело место в реальной жизни. Рассказ был опубликован в журнале «Заря».

Тема рассказа – Кавказская война и пребывание русских в плену у врагов. В контексте этой темы автор поднимает множество проблем, наиболее значимые: дружбы, доброты, ценности человеческой жизни, свободы. В произведении реализуется идея о том, что человек может преодолеть любые трудности, если будет целеустремленным, сильным духом и добрым к другим. Также автор показывает негативное отношение к войне, которая беспощадно отбирает у людей счастье и свободу.


Сюжет рассказа развивается последовательно. Автор почти не использует несюжетные элементы. Лаконичные пейзажи, портреты и интерьеры появляются только, там, где они нужны для развития событийной канвы, раскрытия образов или реализации идеи. В экспозиции Л.Н. Толстой рассказывает о письме матери Жилина и о начале пути домой вместе с обозом. Завязка – Жилин и Костылин попадают в плен. «Приключения» в ауле и попытки сбежать – развитие событий. Кульминаций в произведении несколько: татары замечают беглецов во время первого побега, Дина вытаскивает Жилина, Жилин оказывается между казаками и татарами. Развязка рассказа очень лаконичная: Жилин остается служить, а Костылина выкупают спустя месяц.

Система образов произведения выстраивается вокруг главного героя Ивана Жилина. Контрастным ему является Костылин. Изображая противоположны характеры, автор показывает, как человеческие качества влияют на судьбу. Героев-татар можно разделить на две группы: враги Жилина и друзья. К первой группе относится краснокожий татарин и старик, живущий за горой, ко второй – Дина. Абдула находится посередине. Внешности героев автор уделяет не очень много внимания, главное для него – внутренний мир. В образах татар Толстой подробно описывает одежду, чтобы читатель смог представить этих людей.

В художественном оформлении особую роль играет язык. Он служит для характеристики образов и передачи татарского быта. Писатель использует экзотизмы (слова, обозначающие реалии чужих культур), когда описывает жизнь в ауле: сакля, бешмет, буза. Колорита описываемым событиям предают татарские фразы, переданные русскими буквами. В них писатель попытался сохранить реальное звучание речи. Из-за специфики сюжета, Л. Толстой не использует сложных художественных средств. Эпитеты, метафоры, сравнения служат не для украшения текста, а для точного описания событий, передачи внутреннего состояния героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Толстого «После бала»