Анализ романа Тургенева «Дворянское гнездо»


«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева является шедевром мировой литературы. Роман отличается лиризмом, музыкальностью, легкостью слога, хотя затрагивает серьезные проблемы. Он вызвал в большинстве своем восторженные отклики у читателей и критиков, причем каждый увидел в произведении что-то свое.

Замысел романа появился у Тургенева в 1856 году, когда автор жил за границей. Этот период жизни писателя характеризуется переоценкой ценностей, он ощущает одиночество, сожалеет, что не создал семью, не свил гнезда, раскаивается в грехах. В течение двух лет Тургенев обдумывал детали, и в конце 1858 года роман увидел свет.

Автор определял жанр произведения как повесть, видимо, беря во внимание небольшой объём. Современное литературоведение относит «Дворянское гнездо» к роману, учитывая при этом уровень конфликта, масштаб рассматриваемых проблем, сосредоточение нескольких больших тем, раскрываемых в произведении. Тургенев говорит о любви, о долге, о счастье, о семье, о доме, о России, создает обобщенную картину объективного бытия.

Первоначально Тургенев хотел назвать роман «Лиза», указав на главного персонажа, который несет на себе идейную нагрузку. В ходе работы образ Лизы претерпел значительные изменения, и на первый план вышли другие вопросы. В названии автор отразил социальные проблемы: он понимал, что дворянство сдает свои позиции, дворянские гнезда со своей тишиной, особой культурой, национальным колоритом уходят в прошлое.

Повествование ведется от лица писателя, который наблюдает за происходящим со стороны. Присутствие автора ощущается в оценках, которые он дает героям и их поступкам.

Главными персонажами являются лучшие представители дворянства, для которых нравственный долг превалирует над личными интересами. Любовная история изображается на общественно- бытовом фоне. Тургенев касается темы «лишних» людей, любви к Родине, проблем национальной культуры.


Основная сюжетная линия – история любви Лаврецкого и Лизы. Федор Иванович возвращается в Россию из-за границы, куда уехал с женой после смерти первенца. Варвара Павловна быстро пришла в себя и окунулась в водоворот светской жизни. Вскоре Лаврецкий узнал о том, что она ему изменяет и расстался с ней. В России герой встречает Лизу Калитину, которая поражает его своей чистотой и добротой. Лиза и Лаврецкий полюбили друг друга. Из газет Федор Иванович узнает о смерти жены, что позволяет ему надеяться на счастье с Лизой. Когда он открыл ей свое сердце и узнал, что его чувства взаимны, приехала Варвара Павловна. Лиза считает, что она наказана за грешные мысли и грехи всего рода. Она собирается уйти в монастырь, чтобы молиться о прощении. Лаврецкого она просит помириться с женой, он выполняет её просьбу, но живёт отдельно в Васильевском, занимается преобразованиями. Герои выполнили нравственный долг, отказавшись от личного счастья.

Образы главных персонажей выражают основную идею произведения. В случае с Лаврецким проблема долга получает социальный смысл, соединяясь с идеей дела. Споря с Паншиным, герой защищает самобытность родины, ее новизну, молодое поколение. На вопрос Владимира Николаевича, что он сам собирается делать, Лаврецкий отвечает, что будет пахать землю и будет делать это, как можно лучше. В этом деле он видит возможность обретения новых ценностей. В эпилоге мы узнаем, что Лаврецкий, действительно, стал хорошим хозяином, так Тургенев решает проблему «лишних» людей, традиционную для русской литературы.

Лиза, будучи воспитана в христианской вере, выполняет духовный долг по отношению ко всему своему роду. Она не хочет строить свою семью ценой разрушения другой семьи, это для нее неприемлемо. При последнем свидании с Лаврецким, которое произошло в комнате Марфы Тимофеевны, Лиза говорит о том, что им остается исполнить долг. Со стороны Федора Ивановича это значит помириться с женой, о своем решении она не сообщает, но признается Лаврецкому в любви.

Все герои романа делают свой выбор между личным счастьем и долгом. Паншин и Варвара Павловна предпочитают утолять свои страсти, потворствовать своим желаниям, самонаслаждение является целью их жизни. Лаврецкий и Лиза предпочитают исполнить свой долг по отношению к близким, к своей стране. Этим они возвышают свои чувства до недосягаемого уровня.

За короткий период времени влюбленные проходят через несколько этапов: зарождение чувства, надежда на счастье, отчаяние из-за несбывшейся мечты. Крушение их надежд перекликается с крушением дворянских гнезд. Частная история любви приобретает масштаб национальной трагедии.

Тургенев использует пейзаж, внутренние монологи героев, диалоги для раскрытия идейного содержания произведения. Природа является участником событий, отражает внутреннее состояние героев. Психологизм Тургенева называют скрытым, так как он не описывает подробно тех чувств, которые испытывают герои, лишь отдельные детали указывают на их внутреннее состояние. Вернувшийся в Россию Лаврецкий пышет здоровьем, только его глаза выдают душевную усталость.

«Дворянское гнездо» – это роман о великой трагедии любви, о скоротечности человеческой жизни, о бренности всего земного, о прощании с дворянской эпохой в истории России. В романе необыкновенно ярко проявилось художественное мастерство Тургенева, обеспечившее успех произведения на все времена.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Возможны ли в наше время такие типы героев, Как Лаврецкий и Лиза?
  • История создания романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Проблематика романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Прототип Лизы Калитиной из романа Тургенева «Дворянское гнездо»