Анализ «Сказания о белгородском киселе»


«Сказание о белгородском киселе» – рассказ о находчивости русских людей, их любви к родине. Текст дошел до нас благодаря Нестору летописцу, автору «Повести временных лет». Нельзя забывать, что летопись появилась в 1113 г., тогда как описываемые в сказании события датируются 997 г. Таким образом, можно утверждать, что Нестор записал рассказ из уст народа. Определить, что в нем правда, а что вымысел тяжело.

Тема «Сказания о белгородском киселе» – осада Белгорода и спасение русичей. Автор доказывает, что находчивость и хитрость помогает выбраться из любой передряги. Кроме того, он утверждает, что любовь к Родине сильнее физических страданий. Жанр произведения - предание. Не смотря на то, что в нем есть место вымыслу, основой произведения стали о реальные события, кроме того, в нем упоминается деятель истории.

Сюжет предания простой, что характерно для древнерусской литературы. Последовательность сюжетных элементов правильная. Начинается предание с экспозиции: автор рассказывает об условиях, в которых происходили ключевые события. Завязка – облога города печенегами. Развитие событий – рассказ о голоде и решение жителей сдаться, совет мудрого старца. Кульминацией является рассказ о том, как горожане позвали печенег, чтобы показать им колодцы с пищей. Развязка «Сказания…» лаконичная: печенеги поверили обману русичей и отступили.


Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.

Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.

В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.

Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.

«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?
  • Образ старца в «Сказании о белгородском киселе»
  • Смысл фразы «ибо мы имеем пищу от земли» (по «Сказанию о белгородском киселе»)
  • Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?