Анализ сказки Одоевского «Городок в табакерке»


«Городок в табакерке», принадлежащий перу Владимира Одоевского, относится к жанру литературно-познавательной сказки. Автор в увлекательной форме рассказывает читателю о государственном устройстве, о внутреннем механизме табакерке и о том, какими должны быть семейные отношения.

Сюжет начинается с табакерки, которую папенька принес своему маленькому сыну Мише для изучения. Ребенок заинтересовался этой вещицей. Из нее играла музыка, а внутри находился городок Динь-динь. Можно заметить, что мальчик восторгается красотой улиц и башенок, любуется восходящим солнцем и розовыми лучами месяца. Это говорит о том, что главный герой неравнодушен к красоте природы.

Мальчик очень хочет узнать секрет табакерки, но объяснить механизм работы папа отказывается, предлагая Мише самому познать истину. Таким образом он воспитывает в сыне самостоятельность и наблюдательность. Отношения между родителями и ребенком в этой семье доброжелательные. Видно, что Миша уважает и любит своих папу и маму. Те же в ответ стараются вырастить из него вежливого и умного мальчика.

Пристально изучая табакерку, он засыпает и попадает в сказочный городок. Именно здесь он узнаёт, что находящиеся вдалеке предметы кажутся маленькими, а когда оказываются рядом, вновь обретают натуральный размер. Еще Миша понимает, что ничем не заниматься очень скучно. И плохо, когда за тобой никто не смотрит и ты никому не нужен. В этом случае тебя легко обидеть.


Механизм табакерки представляет собой аналогию городского управления. На самом низу находятся колокольчики. Это самая большая группа жителей. Они совершенно разные, их голоса образуют мелодию. Колокольчики совершенно бесправны, так как дядьки-молоточки, не переставая, бьют их. К тому же никто не защищает их и не обеспечивает нормального образования. Можно считать чудом, что эти человечки очень вежливы, много знают и употребляют в речи поговорки.

Смотрит за порядком и заставляет молоточки стучать по колокольчикам Валик. Он является надзирателем городка. Он ни за что не отвечает, а просто лежит на диване. И на самом верху находится принцесса Пружинка. Она живет в золоченом шатре. Капризно извиваясь, она толкает Валика, заставляя цепляться за молоточки. А те, в свою очередь, бьют колокольчиков.

В этом прослеживается типичная картина городского самоуправления, когда власти не хотят знать, как живет простой народ. Миша пытается исправить положение, разговаривает с дядьками, Валиком и пружинкой. Но изменить что-то ему не под силу.

Главный герой просыпается и с радостью понимает, что понял принцип работы табакерки. Единственное, о чем он сожалеет, что ослушался отца и сломал пружинку. Но родители улыбаются, они рады способностям сына и советуют ему изучать механику.

Одоевский, создавая свое произведение, хотел развить в детях такие качества, как любознательность, наблюдательность, самостоятельность и милосердие. Поэтому, каждый ребенок, читая эту сказку, приближается к тому, чтобы стать хорошим человеком.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Миши в сказке Одоевского «Городок в табакерке»
  • Образ папеньки в сказке Одоевского «Городок в табакерке»
  • Образ городка Динь-Динь в сказке Одоевского «Городок в табакерке»
  • Герои сказки Одоевского «Городок в табакерке»