Анализ сказки Шварца «Два клена»


1. История создания.

Сказку-пьесу «Два клена» Евгений Шварц написал в 1953 г. Автор несколько раз переписывал пьесу, менял название и героев. Изначально главного героя звали Иван, а пьеса называлась «Иван - честный работник». Герой пьесы забрел в лес, в поисках интересной работы. В лесу он встретил Бабу-ягу и ее цепного медведя, который не смотря на это помог Ивану ее одолеть. Позже Шварц сделал главной героиней Василису-Работницу, чьи сыновья ушли из дому навстречу подвигам, и которых Баба-яга превратила в «каменных братьев», а в более позднем варианте в два молодых клена. В ранней версии сказки герое было намного больше. Там был и Мальчик-с-пальчик, и Скворец, и Змиулан Змиевич Осьмиглавый, сын Змея Горыныча. Спустя год он снова переписал пьесу, убрав лишних героев. Пьеса была поставлена в московском ТЮЗе в 1954 году.

2. Тематика.

В пьесе поднимается ряд тем. Одной из важных тем является сила материнской любви, которая побеждает все. Еще одна – тема добра и зла: зло всегда будет наказано. Добрый и отзывчивый человек всегда найдет друзей, а злой останется в одиночестве.

3. Проблематика.

Автор поднимает много важных проблем в пьесе. Самая главная – это проблема добра и зла. Душевная чёрствость Бабы-яги заставляет всех отвернуться от нее. Отзывчивость и доброе отношение к окружающим всегда вознаграждается. Не маловажна также проблема воспитания детей. Любовь и уважение к родителям необходимо воспитывать с раннего детства, учить слушать старших и нести ответственность за свои поступки. Дружба и взаимопомощь – еще одна существенная проблема, поставленная автором. Уметь дружить – важное качество человека, которое в жизни очень помогает. Друзья всегда готовы прийти на помощь в любой трудной ситуации.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

Жизнью управляет закон бумеранга. Все поступки, совершенные тобой, рано или поздно получают прямо пропорциональный отклик. Главная сила любого человека заключена в его семье и друзьях. Тот, кто презирает любовь и дружбу, отрекается от людей, тот рискует остаться в одиночестве.

5. Жанровое своеобразие.

Жанр – пьеса-сказка. Произведение сочетает в себе с одной стороны - народную сказку с вымышленным волшебным миром, традиционными сказочными героями, противостоянием добра и зла, и с другой стороны – пьесу, действие в которой раскрывается через диалоги персонажей и авторские ремарки.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

Василиса-работница - ласковая, работящая, спокойная, уверенная, решительная женщина, любящая мать. Которая спасает своих детей от Бабы-яги.

Федор, Егорушка - сыновья Василисы, превращенные в клены. Они сбегают из дома, чтобы стать богатырями и совершать подвиги.

Иванушка - младший сын Василисы. Находчивый и решительный, смелый и хитрый. Ему удалось обмануть саму Бабу-ягу, притворившись волшебником. Он тайно помогает матери, готовит ей обед, поет колыбельную. Ему удалось сорвать с Бабы-яги шапку-невидимку, когда та собралась незаметно пробраться к кленам, заколдованным братьям Иванушки, и срубить их.

Медведь - цепной медведь Бабы-яги, который третий год находится у нее в кабале за то, что однажды взял у нее рожь, чтобы прокормить себя и своих друзей. Он первый встречает Василису и решает помочь ей спасти детей. Он очень добрый и отзывчивый, помогает выжить в лесу котофею коту и псу, которых прогнали из дома хозяева. Также он любитель поесть и поспать.

Баба-яга - злая, коварная, хитрая обманщица, она использует людей и животных, заставляя их работать на себя. Баба-яга постоянно нарушает обещания, доброго слова от нее не дождешься. Любит только себя, презирает дружбу и людские привязанности.

Шарик - старый пёс, которого прогнали из дома хозяева. Он Добрый и верный, охотно помогает Василисе спасти сыновей.

Котофей Иванович – сибирский кот, родственник легендарного кота Баюна. Ласковый, но независимый, соглашается что-то сделать только с третьего раза, сказочник.


7. Центральные персонажи.

Василиса – мужественная, сильная, мудрая женщина, жена Данилы-богатыря. Отправляется одна искать сыновей, которых похитила Баба-яга. Своей добротой и вниманием к чужим бедам, она добивается расположения лесных обитателей, которые взамен помогают ей выполнить задания Бабы-яги.

Баба-яга – лесная ведьма, живущая в избушке на курьих ножка. Самовлюбленная, нарциссичная и эгоистичная. Привыкла жить чужим трудом, хитростью заманивает людей и животных в свои сети.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

В пьесе рассказывается о том, как Баба-яга превратила двух сыновей Василисы-работницы в кленов. Старшие сыновья главной героини Василисы хотели стать богатырями и ушли из дома, чтобы совершать подвиги, но злая Баба-яга одно за другим превратила в клены. Оставив младшего сына, Ивана, следить за домом, Василиса пошла одна искать сыновей. Спустя два годы скитаний, женщина оказывается на поляне, где росли два клена – ее заколдованные дети, о чем Василиса пока не догадывается. Там же она встречает цепного медведя Бабы-яги, которому рассказывает свою горькую историю. Вскоре появляется и сама Баба-яга в избушке на курьих ножках. Она ставит Василисе условия: та должна выполнить ее задания, и если Баба-яга похвалит ее, то Василиса получит назад своих детей. На помощь Василисе-работнице приходят также Котофей Иванович и пёс Шарик. Вместе выполняют поручения Бабы-яги. Вскоре появляется третий сын Василисы – Иванушка. Ослушавшись мать, мальчик тоже ушел вслед за матерью, чтобы помочь отыскать старших братьев. Общими усилиями им удалось обхитрить коварную Бабу-ягу и расколдовать сыновей Василисы. Василиса вновь объединяется с детьми, а пес, кот и медведь обретают новых добрых хозяев.

Как и в любой сказке, центральным конфликтом произведения является противостояние добра и зла. Добро олицетворяет Василиса-работница, которая готова на любые подвиги, чтобы спасти детей. Ее доброта покоряет лесных жителей, и они приходят ей на помощь. Зло – Баба-яга. Ведьма никого не любит, ссориться со всеми и заставляет на себя работать.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

Действие в пьесе происходи на лесной поляне. Так как это пьеса, развернутого пейзажа нет, только короткие авторские ремарки, описывающие обстановку. Весь сюжет построен на диалогах и монологах персонажей. Диалоги живые и яркие, отражают самобытность характера героев пьесы.

10. Речевой строй произведения.

Язык произведение простой и понятный для детского восприятия. Диалоги живые и остроумные.

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

Пьеса состоит из трех действий. В первом действии происходит завязка сюжета, когда Баба-яга предлагает Василисе сделку. Первая кульминация – сражение Василисы и Бабы-яги на мечах. Вторая кульминация – Котофей Иванович пробирается в избушку к Бабе-яге за живой водой. Развязка – Василиса опрыскивает живой водой клены и они превращаются обратно в детей.

12. Место произведения в творчестве писателя.

Пьеса «Два клена» - не самое популярное произведение Шварца, но тем не менее близка и понятна детям. В 1954 году ее впервые поставил Московский ТЮЗ, пьеса имела большой успех у публике, особенно детской. Это самобытное произведение, стилизованное под русские народные сказки, при помощи увлекательного сюжета и живого языка ненавязчиво учит детей общечеловеческим ценностям: доброте, дружбе, преданности, умению не отступать перед трудностями.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Пьесы Шварц входят в золотой фонд мировой литературы. Он писал повести, рассказы, сказки, пьесы для детей и для взрослых. Но свой путь он начал именно как писатель для детей. Он использовал традиционные сказочные мотивы, известные сюжеты, талантливо обработанные и переделанные на новый лад. Пьеса «Два клена», наряду с многими произведениями Шварца, написана для детей в 1953 году, но не утратила своей актуальности и в наше время. Пьеса затрагивает широкий круг духовно-нравственных ценностей, носит воспитательную функцию для детей: учит ответственности маленького человека за свои поступки, слушать и уважать старших.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Котофея Ивановича в сказке Шварца «Два клена»
  • Герои сказки Шварца «Два клена»
  • История создания сказки Шварца «Два клена»
  • Фольклорная основа сказки Шварца «Два клена»