Анализ стихотворения Есенина «Осень»


Стихотворение «Осень («Тихо в чаще можжевеля по обрыву…») было написано в 1914 г. Оно представляет раннее творчество С. Есенина. Поэт включил произведение в цикл «Голубень». Впервые оно увидело мир на страницах «Скифа» в 1917 г. Некоторые исследователи предполагают, что стихотворение незаконченное.

В произведении развивается традиционная для литературы тема осенней природы. Внимательный читатель может заметить христианские мотивы. Для раскрытия темы автор создал оригинальные, глубокие образы. С. Есенин утверждает, что осенняя атмосфера приближает человека к природе, показывает, что Господь всегда рядом с людьми, и мы должны помнить о его жертве.

Жанр стихотворения С. Есенина «Осень» – элегия, так как в нем преобладают пейзажные зарисовки, в некоторых строках отчетливо проявляются философские нотки. Атмосфера произведения спокойная, разбавленная сладковатой грустью.

Первая строфа воспроизводит осеннюю тишину, царящую в можжевелиной чаще. Кажется, природа замерла, наблюдая за тем, как осень «чешет гриву». С. Есенин представляет золотое время года рыжей кобылой. Образ кобылы символический, в фольклоре он означает красоту и грациозность. Согласно Библии конь – совершенное творение Господа. Таким образом, автор намекает, что осенняя пора тоже совершенна.

Расчесав гриву, кобыла-осень гуляет по вольным просторам. Звучание ее подков слышно над речкой. Сергею Александровичу кажется, что этот звук синего цвета. Этот цвет символизирует вечность, небеса, доброту и целомудрие, поэтому гармонично дополняет христианские образы и мотивы.


Осень невозможно представить без ветра. Появляется он и в анализируемом произведении. Ветер скромно ступает по листве, боясь испугать тишину. Сергей Александрович называет его схимником, то есть монахом. Ветер «подходит» к рябине, целуя ее ягоды. Поэту кажется, что это «кранные язвы незримого Христа». Так автор превращает рябину в библейский символ.

Стихотворение С. Есенина «Осень» небольшое по объему, но по смыслу его условно можно разделить на две части: рассказ об осени-кобыле, рассказ о ветре и рябине. В центре каждой смысловой части свой образ-символ. Формально произведение состоит из четырех дистихов с параллельной рифмовкой. Каждой смысловой части посвящено по две строфы. Стихотворный размер – шестистопный хорей с пиррихием.

Главным инструментом для создания осенних образов являются художественные средства. Они же играют важную роль в раскрытии темы и реализации идейного звучания стихотворения. Преобладают в тексте метафоры, ведь именно они помогают оживить невоодушевленные образы: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву», «слышен синий лязг ее подков», «схимник-ветер шагом осторожным мнёт листву». Выразительности пейзажной зарисовке придают эпитеты: «рыжая кобыла», «синий лязг», «шаг осторожный».

Едва уловимый шум осенней природы передается при помощи аллитерации «с», «ж», «ш»: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями...»
  • Анализ стихотворения Есенина «Буря»
  • Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
  • Анализ стихотворения Есенина «Ночь»