Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Пейзажная лирика С. Есенина – трогательное признание в любви к природе. Поэт умел искренне восхищаться окружающим миом и запечатлевать его в насыщенных пейзажных зарисовках. Это подтверждает стихотворение «Пороша», созданное в 1914 г. В это время Сергей Александрович жил в Москве, часто вспоминая о родной деревне. Видимо, эти воспоминания вдохновили его и на создание анализируемого произведения.
Тема стихотворения – поездка по зимнему лесу, красота зимней природы. Автор показывает, что холодное время года обладает особенной прелестью, умеет дарить человеку сказку, наполнять человеческую душу ощущением свободы. Жанр стихотворения – элегия, так как оно созерцательного характера.
В центре стихотворения лирический герой, который едет по зимнему лесу. Написаны строки от первого лица, поэтому читатель видит зимнюю сказку глазами героя. Сначала мужчина прислушивается к звону, раздающемуся из-под копыт. Кони пугают ворон и те шумят на лугу. Карканье этих птиц несколько угнетает, однако ненадолго.
Лирический герой обращает внимание на лес, который будто заколдован кем-то невидимым. Лес дремлет, наслаждаясь сказочным сном. Сосне зима подарила белую косынку. Теперь дерево похоже на старушку, опершуюся на клюку. Путник слышит стук дятла. Птица совсем не боится разбудить дремлющую природу.
В последнем катрене мысли лирического героя возвращаются к коню. Тот радуется широким просторам, скачет по бесконечной дороге. Зима же заботливо «стелет шаль» на землю. Путник замечает, что снег не просто сыпется, а валит. Тем не менее, мужчина не переживает, что заметет дорогу, ведь его тревога затмевается прекрасными зимними картинами.
Стихотворение С. Есенина «Пороша» условно делится на смысловые части: описание езды, лесной пейзаж, рассказ о бесконечной дороге. Формально произведение состоит из четырех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Для объединения строк Сергей Александрович использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
Сказочная зимняя природа и атмосфера передаются при помощи языковых средств. Тропы позволяют автору оригинально раскрыть традиционную для литературы зимнюю тему. Ключевую роль в стихотворении играют метафоры: «дремлет лес под сказку сна», «валит снег и стелет шаль», «дорога убегает лентой вдаль». Они служат каркасом для создания образов. Детализировать пейзажную зарисовку помогают эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога». Ассоциации, которые вызывает сосна, передаются посредством сравнений: «словно белой косынкой повязалася сосна», «принагнулась, как старушка».
Плавный интонационный рисунок стихотворения С. Есенина не прерывается ни восклицаниями, ни вопросами. Кажется, автор не хочет прерывать зимнюю задумчивость. В первом катрене привлекает внимание синтаксическое строение. Автор использует два предложения, состоящих из одного слова. Такой прием подчеркивает настроение лирического героя.