Анализ стихотворения Державина «Ласточка»


Стихотворение «Ласточка» было написано в 1792 году, но его окончательный вариант вышел из-под пера только в 1794 году. Произведение было создано после смерти любимой жены Гавриила Державина Плениры. В письмах к И.И. Дмитриеву поэт признавался, что из-за горести он не может упорядочить свои мысли, поэтому его стихотворение получилось сбивчивым и взволнованным. В 1974 году была добавлена последняя строка, в которой Державин обращается к Пленире.

Тема стихотворения – рассказ о ласточке, под образом которой подразумевается образ умершей жены. Автор показывает, что в его сердце живут теплые чувства к умершей супруге, он верит, что душа родного человека затаилась в пернатой.

Ласточка – центральный образ одноименного произведения, в русской культуре он символизирует надежду, воскрешение. Автор с любовью обращается к птичке, называя ее домовитой, милосизой. Теплые чувства к пернатой проявляются посредством использования ласкательно-уменьшительных слов. Г. Державин изображает полет ласточки, любуясь его плавностью, смелостью и быстротой. Наверное, в этих движениях поэт узнает свою жену. Ласточка с высоты видит все: башню, флот, рощи и нивы. Кажется, что в этих строках говорится не о птице, а о душе.

Г. Державин знает об особенностях поведения ласточек, о том, что они способны впадать в спячку, точнее, оцепенение, если природные условия неблагоприятны. Эта особенность описана в стихотворении, служит она для раскрытия идеи. Поэт рассказывает, как птичка оживает с приходом тепла. Он выражает надежду, что так же, в какой-то ласточке оживет и его Пленира.


Лирический герой в тексте стиха полностью сливается с образом автора. Он практически не заметен в начале произведения, так как ведущие позиции занимает образ ласточки. Лирический герой занимает место рассказчика, проявляя полно лишь в последней строфе.

Для того чтобы передать свое отношение к ласточке и супруге И. Бунин использует разнообразные художественные средства: метафоры («колокольчиком в горлышке бьешь», «нивы в венце золотом»), сравнение («ты часто, как молния, реешь», «башня, как жар позлащенна»), эпитеты («зыбкая лазурь», «синий лес», «бури черны»). Особую роль играют цветовые эпитеты, с помощью них автор передает свое настроение: он восхищается ласточкой, и цвета здесь жизнерадостные, но и эту жизнерадостность застилают черные тона бури. Такие перемены, скорее всего, связаны с мотивами написания стиха «Ласточка».

Композиционно стихотворение состоит из двух куплетов, первый из которых умещает 44 строки с перекрестной рифмой, а второй – 6 (рифма перекрестная, в последних двух строках – параллельная). Такой прием превращает произведение во взволнованный монолог, заканчивающийся выражением надежды на встречу с любимой. Стихотворный размер – ямб с амфибрахием. Строки разностопные. Знакомые критиковали такое хаотическое строение «Ласточки», Капнист даже написал «правильный» вариант, но Державин отказался переделывать свое творенье. Такой «разболтанный» стих выражает внутреннее состояние автора, вызванное трагедией.

Стихотворение «Ласточка» выделяется из ряда других произведений Г. Державина особенностями стихотворного размера. Произведение получился волнительным, «растрепанным», но учитывая причину его написания и содержание, это придает ему особой прелести.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Державина «Вельможа»
  • Анализ оды Державина «Ключ»
  • Анализ оды Державина «Фелица»
  • Анализ стихотворения Державина «Задумчивость»