Анализ стихотворения Державина «Русские девушки»


В творчестве Г.Р. Державина важное место занимает анакреонтическая лирика. Русский поэт – прекрасный певец веселья, беззаботной жизни, наслаждения. В 1799 году он написал стихотворение «Русские девушки». В этом стихотворении Гавриил Романович обращается к Анакреонту, пытаясь показать прелести танца русских девушек.

Анализируемое стихотворение является образцом анакреонтической лирики. Тема произведения – красота русских девушек и их танца. Гавриил Романович доказывает, что с плясками русских девушек не сравнится ничто. Поэт воспевает девичью красоту, а также нрав русских девушек, утверждая, что пред ними не устоит даже Эрот.

В первых строках произведения лирический герой обращается к «певцу тиискому» - Анакреонту, спрашивая, видел ли тот, как весной русские девушки пляшут бычка под игру пастушка. В следующих строках на передний план выходят танцующие красавицы. Лирический герой исполняет роль отстраненного наблюдателя.

Сначала лирический герой обращает внимание на движения девушек: они водят хоровод, «склонясь главами», стучат в такт башмачками. Свои эмоции красавицы выражают сдержанно: руками, взглядом, плечами. Далее рассказчик описывает внешность девушек: золотые ленты, дорогие жемчуга. Наряды удачно подчеркивают белые чела, нежные груди, голубые жилки под светлой кожей.


Лирический герой плавно переходит к описанию внутреннего состояния красавиц. Молодые сердца согреты любовью, от этого чувства на щеках ямки. Их взгляд полон искр, а улыбка отображает «львиную душу». Таким образом, лирический герой акцентирует внимание на смелости девушек. В последних строках рассказчик уверяет, что Анакреонт позабыл бы гречанок, если бы увидел русских красавиц и даже Эрот был бы очарован ими.

Анализируемое стихотворение на строфы не делится. Таким образом, создается впечатление ритмичного, непрерывного танца. По смыслу произведение состоит из нескольких частей: обращение к «певцу тиискому»; описание танца девушек; описание внешности красавиц; описание их нрава; обращение к Анакреонту. Обращение к тиискому певцу в начале и в конце произведения – своеобразное смысловое обрамление.

Стихотворение Г.Р. Державина «Русские девушки» изобилует художественными средствами. Они являются инструментом для создания сборного образа девушек, раскрытия темы и реализации идеи. В тексте использованы метафоры («башмачками в лад стучат», «плечами говорят», «груди нежные дышат», «сквозь жилки… льётся…кровь», «полный искр соколий взгляд»), эпитеты («певец тииский», «огневые ямки», «чела белые», «жемчуги драгии», соколий взгляд», «души львины»), анафора (повторяется союз «как»), риторическое обращение («зрел ли ты, певец тииский).

Привлекает внимание синтаксическое строение анализируемого произведения. Оно состоит всего из двух предложений. Чтобы акцентировать внимание на деталях, Гавриил Романович использовал инверсию: «певец тииский», «пляшут девушки российски», «башмачками в лад стучат», «ямки врезала любовь».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская»
  • Анализ стихотворения Державина «Приглашение к обеду»
  • Анализ стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского»
  • Анализ стихотворения Державина «Видение Мурзы»