Анализ стихотворения Державина «Видение Мурзы»


Г.Р. Державин – яркий представитель русского классицизма. Тем не менее, поэт был новатором. Внимание литературоведов давно привлекли его оды, в которых Гавриил Романович виртуозно переплетает возвышенное и приземленное. Свидетельством этого является ода «Видение мурзы». В ней соединены хвалебное и обличительное начала, то есть признаки оды и сатиры. Над упомянутым произведением Г.Р. Державин работал в 1783-1784 гг. Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Московского журнала» в 1791 году. Вскоре появился его перевод на немецкий язык, сделанный Коцебу. Уже в 1792 «Видение Мурзы» и его немецкий перевод вышли отдельным изданием. Толчком к написанию анализируемой оды стали обвинения Г.Р. Державина в лести Екатерине II. Обвинения были вызваны подарком, который императрица сделала Гавриилу Романовичу.

Стихотворение относится к общественной лирике. Литературоведы определяют его как оду, но есть в произведении и ярко выраженные признаки сатиры. Тема – поэт и общество; похвала, адресованная Фелице. Гавриил Романович показывает, какими чертами должен обладать поэт, да и каждый человек; восхваляет Фелицую.

В центре произведения лирический герой. Он и объединяет в одно целое разные смысловые части оды. Лирическое «я» полностью отражает нрав и мысли автора произведения. Ода начинается пейзажной зарисовкой с вкраплениями деталей интерьера. За картинами природы наблюдает лирический герой. Он любуется луной, которая заглядывает в окно и освещает своим лучом дом. Лирический герой видит, как сон потихоньку забирает в свое царство домашних, уже уснул весь Петрополь (так в произведении назван Петербург), но мужчине не спится. Его голос вторит лире. Не зря упоминается этот инструмент. Древние греки считали её символом поэтического творчества, вдохновения. Таким образом, автор даёт понять, что лирический герой – поэт.

Далее лирический герой говорит, что воспел тех, кто не сетует на свою судьбу, живет в здравии, покое и гармонии собой. Он восхищается людьми, которые живут с чистой совестью, хранят твердый нрав, не поддаваясь общественному мнению. Человек-идеал лирического героя гордится лишь своей добротой, честностью и разумом, а «все сего блаженства мира» находит в семье. Его невеста и друзья готовы делить с ним «и скуку, и труды».


Размышления лирического героя прерываются появлением прекрасной женщины. Он узнает в ней жрицу, богиню. Г. Державин особо внимание уделяет её внешности. На женщине струится белая одежда, а её голову украшает серебряная корона, а при персях сияет золотой пояс. С правого плеча ниспадает наряд «подобный радуге». Богиня смотрит на поэта, обращаясь к нему: «Мурза!» Слово «мурза» в этом контексте следует толковать как слугу. Женщина говорит поэту, что поэзия – дар богов, поэтому она не должна служить для лести. Лирический герой спрашивает у гостьи, кто она. На это получает ответ: «Я Фелица».

Поэт отвечает что сам никогда не льстил стихами Такую слову он нажил «неприличной лестью» других мастеров пера. Он же лишь воспевал истинную красоту дел Фелицы. Он обещает превознести её, прославить, сохранить её образ для следующих поколений.

Стихотворение не делится на строфы. Его строки объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – разностопный ямб.

Раскрыть тему и реализовать идею помогают художественные средства. В тексте преобладают эпитеты («темно-голубой эфир», «лаковый пол», «тихий голос») и метафоры («доволен в сем свете жребием своим», «на лире ты своей играешь»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская»
  • Анализ стихотворения Державина «Приглашение к обеду»
  • Анализ стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского»
  • Анализ стихотворения Державина «Русские девушки»