Анализ стихотворения Фета «Сонет» (Офелии)


Сонет более распространен в западной литературе, тем не менее, русские писатели также частенько обращались к этой форме. Особенно популярным этот жанр был в первой половине XIX века. Сонеты есть и в творчестве А. Фета. Один из самых ярких образцов – «Сонет (Офелии)», написанный в 1842 г. Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. В нем Афанасий Афанасьевич рассказывает, что подтолкнуло его писать в такой форме.

Тема анализируемого произведения – размышления о сонете и о личности Офелии. Автор показывает, что сонет является «стихом стихов» благодаря своей сложной форме и игривым созвучиям, причудливой красоте. Кроме того, он утверждает, что в литературе есть образы, которые никогда «не стареют».

В центре стихотворения три образа – лирический герой, Офелия и сонет. Лирический герой сравнивает героиню Шекспировской пьесы с сонетом, пытаясь найти в них общие черты. Герой признается, что сонетную форму полюбил после того, как «познакомился» с образом Офелии. Он не скрывает, что и сам не знает, откуда возникла такая любовь.

Вторая строфа – попытка понять, зачем сонет «сердцу мил». Лирический герой предполагает, что в строках таких стихов скрывается знакомый ему привет, греющий его душу мечтой, хоть и ложной. Далее выдвигается еще одно предположение: сонет так любим героем, потому что им так же трудно владеть, как и Офелией. Как и Шекспировская героиня, сонет такой же причудливый, умеет «смириться» для чувства красоты.


Лирический герой так и не находит окончательного ответа на поставленный в первой строфе вопрос. Но читатель понимает, что каждое предположение имеет право на существование. Нетрудно также догадаться, что под маской лирического героя скрывается поэт, ведь кто еще может так рассуждать о форме стихотворения.

Формальная организация стихотворения соответствует классической форме сонета – два катрена и два терцета (14 строк). Строки в катренах и терцетах связаны перекрестной рифмовкой, что дает право говорить об итальянской форме сонета. В смысловом плане А. Фет не придерживается традиционной для сонетной формы последовательности развития мысли (тезис – антитезис – синтез – развязка). Афанасий Афанасьевич выдвигает в первом катрене тезис, который развивает в следующих строках. Развязки в произведении нет.

Для раскрытия темы и реализации идеи автор использовал художественные средства. В тексте есть метафоры: «он сердцу мил», «звук знакомого привета», «ложною мечтой душа согрета». Дополняются картины эпитетами: «игривое созвучие», «знакомы привет», «ложная мечта». Сравнение в произведении одно «причудливый, как ты».

Интонация стихотворения спокойная, без вопросов и восклицаний, что создает атмосферу непринужденного, откровенного диалога. Это же спокойствие подчеркивает сдержанность сонетной формы.

Стихотворение «Сонет (Офелии)» – образец оригинальной интерпретации классической формы стиха, а также ключ, к познанию творческих предпочтений молодого Фета.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Фета «Узник»
  • Анализ стихотворения Фета «Поэтам»
  • Анализ стихотворения Фета «Ласточки (Природы праздный соглядатай…)»
  • Анализ стихотворения Фета «Лес»