Анализ стихотворения Фета «Вечер»


Мотивы вечера и ночи занимают особое место в творчестве А. Фета. Поэт не просто созерцал смену дня и ночи, он чувствовал, каждое изменение в природе. Свои наблюдения Афанасий Афанасьевич воплощал в ярких художественных образах. Доказательством этого является произведение «Вечер», написанное в 1855 г.

Тема анализируемого стихотворения – наступление вечера, медленная смена его ночью, красота ночной зарницы. Автор показывает, что между человеком и природой существует незримая связь, которая и позволяет нам видеть красоту природы в будничных вещах.

В центре стихотворения А. Фета «Вечер» пейзажная зарисовка, поэтому лирический герой находится на заднем плане, занимая позицию наблюдателя. Первая строфа наполнена звуками: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». Автор нанизывает глаголы, что придает пейзажу динамизма. Динамизм сохраняется до последней строки стихотворения. Из описаний трудно догадаться, о чем идет речь.

Вторая строфа – описание реки, и облаков. Облака уже разлетелись, словно дым, но лирический герой еще находится под впечатлением от их прекрасной золотой каймы. Лишь в последнем четверостишии становится понятно, что речь идет о молниях, разрезающих небо. Зарницу автор называет «вздохом дня в дыхании ночном». Ассоциация оригинальная и очень точная. В последней строфе привлекают внимание тактильные образы: «то сыро, то жарко». Они помогают читателю оказаться на месте лирического героя и не только увидеть, но и прочувствовать атмосферу ночи, пропитанной озоном.


По смыслу стихотворение не делится на части, так как является целостным описанием ночи, которую пронзает зарница. Тем не менее, строфы отличаются образами: в первой строфе преобладают звуковые образы, а во второй и третей – зрительные. Формальная композиция – три катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Особенность формальной и смысловой организации стихотворения в том, что первый катрен полностью состоит из безличных предложений. Этот прием помогает придать природе загадочности.

Для создания пейзажной зарисовки А. Фет использовал средства выразительности. В каждую строфу он вплел эпитеты: «ясная река», «померкший луг», «золотые кайма», «голубой и зеленый огонь». Так же в тексте есть метафоры («роща немая», «убегает на запад река», «вздохи дня», «дыханье ночное») и сравнение «разлетелись, как дым, облака». В произведении использованы как традиционные, так и оригинальные индивидуально-авторские тропы.

Интонация произведения спокойная без резких подъемов и спадов, что контрастно пейзажу. Тем не менее, такой интонационный рисунок позволяет передать тишину и умиротворение, которые приходят на смену непогоде.

Стихотворение А. Фета «Вечер» – напоминает кадры из кинофильма, в которых умелый режиссер сумел запечатлеть все: прекрасный вид природы, неповторимые звуки, а главное – настроение грозовой ночи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
  • Анализ стихотворения Фета «Еще люблю, еще томлюсь…»
  • Анализ стихотворения Фета «Бабочка»
  • Анализ стихотворения Фета «Бал»