Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»


Стихотворение «Жаворонок», датируемое 1951 годом, относится к поздней лирике

В.А. Жуковского. Оно входит в цикл детских произведений, написанных для маленькой дочери поэта. В этом пласте творчества Василия Андреевича отразились элементы русского фольклора, но идея анализируемого стиха выглядит сложнее.

Тема произведения – приход весны. Автор показывает пробуждение природы, утверждает божественное происхождение мира. Тематическо-идейное звучание раскрывается посредством образа жаворонка.

В начале произведения автор создает лаконичный весенний пейзаж: лес, освещенный солнечными лучами и тонкий белый пар в долине. Небо также сменило цветовую гамму, стало лазурным. На этой прекрасной картине природы появляется образ жаворонка, маленькой птички, которая в русской культуре символизирует приход весны, пробуждение природы. Кажется, птичка купается в небесной лазури. Жуковский выделяет жаворонка на общей панораме природы, говоря, что тот «сверкает на солнце».

Жаворонок поет о приходе весны, о свободе и воздушности, которые ему дарит вышина. С высоты птичка может видеть «весь божий мир». Он прославляет Бога, автор намекает, что в этой песни предано и человеческое отношение к высшим силам. Всемогущая сила творца вечная, она не зависит от человека, но дарует ему радость. Таким образом, в детском стихотворении поднимается «взрослая» проблема Бога и человека, мировой гармонии.


Последние строки передают восторг, переполняющий маленького певца, а вместе с ним и автора стихотворения. Завершающий катрен написан от первого лица, а именно от жаворонка. Но воспринимая стихотворение целостно можно заметить, что речь в последних строках принадлежит и лирическому герою.

Главное художественное средство стихотворения «Жаворонок» – метафора, с помощью которой птичка очеловечивается, символический образ усложняется. Так как произведение детское, оно простое не отличается изобилием и сложностью художественных средств. Среди них традиционные метафоры («весна пришла», «славит бога песнь»), эпитеты («весна молодая», «божий мир»). Особую роль в тексте произведения играют лексемы обозначающие цвета и звуки, которые передают весеннее настроение.

Интонационный рисунок произведения плавный, спокойный, дополняет весеннюю атмосферу. Автор позволяет себе добавить восклицательное предложение, чтобы выразить восторг от радостных перемен в природе.

Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Композиция соответствует содержанию. Первая строфа отображает пейзаж, где автор «знакомит» с жаворонком, вторая и третья передают песню маленькой птички. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Особенности ритма помогают воспроизвести веселую весеннюю трель жаворонка. Незамысловатое строение характерно для детской поэзии.

Несмотря на то, что стихотворение «Жаворонок» – детское произведение, по глубине мысли и характеру идейного звучания его можно отнести к «взрослой» пейзажной лирике с элементами философской поэзии.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Жуковского «Ночь»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Желание»