Анализ стихотворения Жуковского «Жизнь»


Философские раздумья В.А. Жуковского отличаются абстрактностью и аллегоричностью. Множество образов, предстающих в них, навеяны античной мифологией. Эта черта отобразилась и в стихотворении «Жизнь», написанном в 1819 году, когда Василий Андреевич пребывал в Павловске. До написания произведения он пережил многое: службу и отставку из-за болезни, путешествия по России и Западной Европы, два отказа от возлюбленной. Все эти события дали мощный толчок для развития философского пласта его лирики.

Тема анализируемого стихотворения - течение человеческой жизни. В.А. Жуковский показывает, как может меняться жизнь человека: от беззаботных юных дней до унылого течения и наоборот, утверждает «исцеляющую» силу любви и дружбы, которые прогоняют мрачность и помогают следовать за путеводной звездой.

Произведение «Жизнь» - галерея аллегорических образов, с которыми знаком каждый человек. В центре стиха Жизнь, представленная в образе лодки, плывущей по бескрайнему океану судьбы. Символический пейзаж океана с одинокой лодкой традиционный для романтизма. В первом куплете Жизнь унылая, ее путь нелегок: бури, туман, берег в сумраке. Уже во второй строфе автор в памяти возвращается в ясные дни молодости, выводя новые образы Юности, Мечты, Надежд, Фантазии. Они светлые и легкие, расстилали юные годы над Жизнью парус, помогая плыть без труда.


Обращается Жуковский и к античным образам, среди которых Харита, Муза. Вместе с ними к Жизни присоединялось Вдохновение. В один миг все это разлетается, уходят друзья и с этого момента Жизнь стает одинокой, унылой, равнодушной к окружающим событиям. Вскоре Жизнь опять находит то, из-за чего стоит плыть далее, а «зеркальная вода» становится приветливой. Такие изменения вызваны появлением ангела. Читатель может только догадываться, кто скрывается за этим образом: возлюбленная автора или близкий друг.

Образ ангела можно воспринимать как обобщенный, символизирующий близкого человека, способного вдохновлять человека на новые достижения, давать ему силы жить. В конце стихотворения «Жизнь» появляется мотив участи высших сил в судьбе человека. Они способны в один миг изменить бытие, сделав его счастливым.

Среди художественных средств на первый план выходит аллегория (названные абстрактные образы), которая паутинкой оплетает весь текст и служит для передачи идеи. Кроме аллегории, важную роль играют метафоры («мрачность разлетелась», «пробужденный ветерок», «сонный парус»), эпитеты («бездна унылая», «счастье милое», «очарованные гости»), контраст (отображение ясных и унылых дней).

Произведение состоит из девяти строф по 8 строк в каждой, рифма перекрестная. Каждый куплет относительно завершенный по смыслу. Стихотворный размер – четырехстопный хорей с пиррихием. Ритм стихотворения неспешный, отображает задумчивое настроение. Местами поэт употребляет восклицательные и вопросительные предложения, выражая свои эмоции и заряжая ими читателя.

Стихотворение «Жизнь» соединяет в себе традиции романтизма и оригинальное авторское восприятие проблемы.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Море»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»