Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»


Многие исследователи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, критики считали, что стихотворение «Благодарность» М.Ю. Лермонтов посвятил одной из своих возлюбленных. Такое мнение совсем не удивляет, ведь личная жизнь поэта окутана тайнами. На самом же деле, анализированное стихотворение – не что иное, как обращение к Богу. Написана благодарность в 1840 г., до нее Михаил Юрьевич уже создавал стихотворения-молитвы. Интересно, что произведение появилось за год до смерти поэта, а в последних строках автор просит Всевышнего, «устроить так», чтобы он недолго «еще благодарил».

Тема стихотворения М.Ю. Лермонтова – обращение к Богу со словами благодарности. Михаил Юрьевич показывает, что человеческая жизнь полна страданий, мучений, выдержать которые может не каждый. Судьба же человека в руках Творца.

В центре стихотворения лирический герой. Написано оно в форме обращения. Герой ни разу не называет адресата, поэтому о последнем можем судить только, читая произведение между строк. Уже в начале лирический герой выражает благодарность за самые горькие моменты жизни: «мучения страстей», слезы, «месть врагов и клевету друзей». Он считает, что жар своей души растратил «в пустыне», но и за это он благодарен.

Последние строки – просьба героя сделать так, чтобы ему не пришлось долго благодарить. Можно предположить, что он просит избавить его от мучений или намекает на желание умереть. Эта часть стихотворения подсказывает, что начальные слова благодарности были сказаны с иронией, с неким упреком за мучения.


Зная биографию М.Ю. Лермонтова, можно утверждать, что лирический герой – художественное воплощение внутреннего состояния автора.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова условно делится на две части: выражение благодарности; просьба лирического героя. Особенность первой части в том, что она является единым предложением, усложненным однородными членами предложения. Так автор сосредотачивает внимание читателя на том, за что именно приносится благодарность. Вторая часть меньшая по объему, но именно она помогает автору расставить смысловые акценты.

На строфы произведение не делится, таким образом, усиливается впечатление единого потока мысли. Для объединения строк поэт использовал перекрестную рифмовку. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Инструментами для передачи мыслей и эмоций лирического героя являются художественные средства. Ключевую роль играют метафоры: «мучения страстей», «отрава поцелуя», «жар души, растраченный в пустыне». Эпитет всего один – «тайные мучения». В первой строке используется повтор «за все, за все», который показывает эмоциональный накал благодарящего.

Душевные мучения лирического героя передаются также посредством аллитерации: «с», «з», «р»: «за тайные мучения страстей», «за жар души растраченный в пустыне». Первое предложение оборванное. Такая синтаксическая конструкция позволяет передать задумчивость, печаль благодарящего.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «А.О. Смирновой»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»