Анализ стихотворения Лермонтова «Гроза»


М.Ю. Лермонтов – представитель русского романтизма. Особенности этого направления ярко отобразились в раннем творчестве поэта, в том числе и в стихотворении «Гроза», датируемом 1830 г. Опубликовали произведение уже после смерти Михаила Юрьевича в «Северном вестнике» за 1889 год.

В стихотворении переплетаются несколько тем – описание грозы, наблюдений лирического героя за нею; рассуждения об обмане в человеческой жизни. Автор показывает могущество стихии, ее красоту, воспевает силу духа человека, который не боится столкнуться с жизненными проблемами.

Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой, воспроизводящей грозовую погоду. М.Ю. Лермонтов сразу создает звуковой фон: «ревет гроза». Грозовое небо разверзается над бушующей морской бездной. Соединяя, таким образом, две неудержимые стихии, поэт показывает неистовую силу природы. Заканчивается пейзаж описаниями молнии, вьющейся вокруг скал. В последнем стихе первой строфы появляется образ лирического героя. Он недвижимо стоит перед «стихий тревожным роем».


Чтобы выразительно показать впечатления лирического героя, М. Лермонтов создает монолог от первого лица. Герою кажется, что то, что он видит перед собой, очень напоминает чувства, вызванные обманом, клеветой. Жизненные проблемы, по его мнению, вьются вокруг человека, как молния вокруг скалы. Последняя строфа – доказательство того, что лирический герой не боится ни стихии, ни перипетий судьбы. Он бросает вызов огню и ветру, утверждая, что они не вызывают у него трепета. Огонь и ветер, снова-таки следует понимать в переносном значении.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Гроза» условно делится на две смысловые части: пейзажная зарисовка и монолог лирического героя. Размышления героя также можно разделить по смыслу: рассказ о жизни, испорченной обманом и клеветой; обращение к стихии. Формальная композиция соответствует содержанию: произведение состоит из двух октав и одного катрена. Для объединения строф используется перекрестная рифмовка. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для создания пейзажа, раскрытия темы, реализации идейного звучания, выразительной передачи мыслей лирического героя М.Ю. Лермонтов использовал художественные средства. Ключевую роль играют метафоры: «ревет гроза», «дымятся тучи», «хлещут… толпяся, волны», «стихий тревожный рой», «жизнию обманут», «яд сердечный». Выразительности описаниям предают эпитеты: «темная бездна», «бездна морская», «пена кипучая», «надземные силы», «я… холодный, равнодушный». Также есть антитеза: «стихии … рой мятется – и здесь стою недвижим я».

Эмоциональности монологу лирического героя придают риторические вопросы и восклицание. Пейзажная зарисовка отличается спокойным тоном, хоть он и контрастен содержанию этой части. Аллитерация «с», «ж» подчеркивает внутреннее состояние человека, которому в жизни пришлось несладко: «стою – ужель тому ужасно стремленье всех надземных сил».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Вечер после дождя»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Воля»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Время сердцу быть в покое…»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Графине Ростопчиной»