Анализ стихотворения Лермонтова «Воля»


Стихотворение «Воля» М.Ю. Лермонтов написал в 1831 г. Такую датировку исследователи объясняют тем, что размещено оно в тетради под номером ХІ. На момент написания Михаилу Юрьевичу исполнилось 17 лет, но кажется, что строки вышли из-под руки зрелого мужчины.

В стихотворении две основные темы – судьба человека, чувствующего себя чужим среди окружающих; свобода и ее ценность. Оба мотива характерны для романтизма, течения, представителем которого был и молодой Лермонтов. Автор показывает, что по-настоящему счастливым человека может сделать только воля, поэтому к ней нужно стремиться вопреки всему.

В центре произведения М.Ю. Лермонтова – лирический герой, рассуждающий о своей жизни. Строки написаны от первого лица, поэтому «Воля» напоминает исповедь, откровение. Уже в первых строках герой сетует на свою судьбу. Он не скрывает, что его «братья» сторонятся его, потому что считают его бедным сиротой. Исследователи предполагают, что под образом лирического героя скрывается крестьянин.

Унылое настроение сменяется приподнятым во второй строфе. Рассказчик говорит, что ему дано главное – «воля-волюшка». Свободу он считает молодой женой. Обретя ее, он нашел и другую семью: мать – широкую степь и отца – далекое небо, а братья – деревья в лесах. Именно они кормили героя, поили его, дарили ласку. Так автор развивает традиционный мотив единства человека и природы, продолжая его и в последней строфе.


Лирический герой повсюду чувствует поддержку природы: степь говорит с ним, когда он едет на коне, луна освещает дорогу, а деревья приветливо встречают в летний день. Последние строки выражают ключевую мысль всего стихотворения: вольность способна подарить человеку весь мир.

Анализированное стихотворение по смыслу можно разделить на части: рассказ лирического героя о несчастливой судьбе и отношениях с «братьями», рассказ о воле с постепенным углублением в мотив гармонии человека и природы. Формально «Воля» делится на три строфы с разным количеством строк. Для объединения строк автор использовал параллельную и кольцевую рифмовку. В первой строфе представлены только женские рифмы, далее они чередуются с мужскими. Ритмическую организацию произведения сложно назвать стройной. Строки написаны разностопным амфибрахием.

Художественные средства – главный инструмент для раскрытия темы и реализации идеи. Каркасом для построения монолога лирического героя служит персонификация. В образе членов больших семей пред читателем предстают «злая кручина», «судьбина», воля, степь и деревья. В персонификациях переплетаются традиционные представления и авторские ассоциации: «мне богом дана молодая жена, воля-волюшка», «они меня воспитали, кормили, поили, ласкали», «степь отвечает мне». Дополняются образы, размышления эпитетами: «злая кручина», «бедный сирота», «вольность милая, несравненная», «степь широкая». Сравнение в тексте всего одно, но оно помогает передать ключевую мысль: «вольность мне гнездо свила, как мир – необъятное».





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Вечер после дождя»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Время сердцу быть в покое…»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Графине Ростопчиной»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Гроза»