Анализ стихотворения Майкова «Ласточки»


Стихотворение «Ласточки» было написано А. Майковым в зрелом возрасте (1856 г.), когда мужчина сформировался как поэт. Писать он начал еще в подростковом возрасте, но сначала относился к поэтическому «ремеслу» несерьезно. Более поздние произведения поражают мастерским сплетением пейзажных и философских мотивов, что демонстрирует и анализированное стихотворение.

В «Ласточках» раскрыто несколько тем: осеннее увядание природы, быстротечность жизни, одиночество. Автор показывает, что жизнь нельзя тратить впустую, так как она быстро проходит. Также он утверждает, что истинную ценность в человеческой жизни имеют близкие люди, об этом нам подсказывает сама природа.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, в которой отражаются наблюдения лирического героя за увяданием природы. В первой строфе А. Майков не указывает, какое время года изображает, но можно догадаться, что это осень. Перед читателем открывается унылый пейзаж: помятый и пустой сад с одиноко доцветающей настурцией. Эта картина задает атмосферу, которая поддерживается в следующих строках.

Во втором четверостишии лирический герой более откровенен. Он признается, что осень наводит на него грусть. Природа не привлекает его красотой, а, наоборот, раздражает. Даже солнечный луч не может пробудить в нем радость. Видимо, настроение лирического героя связано с осознанием того, что человеческая жизнь увядает так же, как его сад.


Внимание мужчины приковывается к гнезду ласточек. Воспоминания относят его к весне, когда птицы хлопотали над своим гнездом, а потом в нем появились маленькие ласточки. Их автор сравнивает с детьми. В какой-то день гнездышко осталось пустым, из-за чего лирический герой и себя ощущает одиноким. В рассказе о птицвх автор тоже намекает на человеческую судьбу, ведь каждый из нас рано или поздно покидает отчий дом.

Композиция стихотворения А. Майкова несложная. Текст можно разделить на две смысловые части: описание сада и рассказ о ласточках. В обеих частях реализованы философские мотивы. Формально произведение состоит из семи катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий.

Для раскрытия тем и реализации идеи в стихотворении используются художественные средства. Метафор в тексте немного: «в нем ласточек речи не слышу», «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Преобладают в произведении эпитеты: «огненный куст», сад «помят», «поломан», «пуст», «поздние кузнечики», труд «весел», «ловок». Сравнение автор использует всего одно: «говоруньи, как дети». В предпоследнем катрене автор ставит друг за другом паронимы (парономазия), придавая рассказу детского озорства: «полетели летуньи».

Дополнительные средства для воспроизведения настроения лирического героя – интонация и аллитерация. Восторг, радость и разочарование выражаются при помощи восклицательных предложений. Аллитерация «п», «с», «ш» передает грусть в первых строфах; полет ласточек передается при помощи нанизывания слов с плавным «л».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Майкова «Осень»
  • Анализ стихотворения Майкова «Зимнее утро»
  • Анализ стихотворения Майкова «Емшан»
  • Анализ стихотворения Майкова «Октава»