Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»


Стихотворения, посвященные тяжелой жизни простого рабочего народа, занимают в творчестве Н. Некрасова почетное место. Этот пласт имеет автобиографическую основу. Поэт, детство которого прошло в родовом имении, видел, как жестоко его отец обходился с крестьянами. Эти картины не могли промелькнуть бесследно. Крестьянская тема начала развиваться в ранней поэзии Николая Алексеевича. Особый отпечаток детские воспоминания оставили в его зрелом творчестве. Не один раз поэт пытался найти в обществе отклик на свои взгляды. Со временем он понял, что попытки тщетны. Тем не менее, продолжал писать стихотворения, реализуя в них свои взгляды и идеи.

Стихотворение «На Волге» было создано в 1860 году. Кстати, не зря в центре авторского внимания находится именно Волга: на берегу этой реки находилось имение отца Некрасова. Стих написан в зрелом возрасте, когда поэт мог не только оглянуться на свою юность, но и обдумать, проанализировать свои взгляды и поступки, что и отобразилось в стихе. Жанр анализированного стиха – поэма.

Н. Некрасов раскрывает темы своего детства и юношества, судьбы бурлак. В поэме есть несколько идей. Автор показывает ошибку многих людей – попытку раннего «побега» из отчего дома. Он утверждает, что порывы молодой души могут привести к поступкам, о которых человек жалеет, когда переступает порог своей зрелости. Также поэт показывает несправедливый уклад в обществе, когда одни живут богато, а другие умирают в условиях тяжелого труда.

Поэма «На Волге» делится на четыре части, которые объединяются образом лирического героя, прототипом которого является автор. Первые две части посвящены детству героя, две последние написаны от имени зрелого мужчины, который в мыслях возвращается к своей юности.


Начинается стихотворение описанием возвращения лирического героя в родные края.

Дома его встречает только верный пес. Мужчина сравнивает себя с нищим, который отправляется просить милостыню. Этот образ-сравнение автор развивает в достаточно объемное описание. Бедняк идет од дома к дому, среди которых и бедные, и «пышные», но никто не хочет пожалеть бедняка. Получив корку, он отгораживается от людей. В этом эпизоде Некрасов намекает на то, как он искал в обществе понимания своих идей. Постепенно раздумья подводят героя к воспоминаниям о детстве.

Во второй части мужчина рассказывает о том, как рос на Волге, воспринимая реку как нечто большое, светлое и чистое. Лирический герой дает характеристику самому себе, делая акцент на бесстрашности. Он признается, что всегда шел наперекор взрослым. Например, когда няня пугала чертями, он шел на них посмотреть.

В памяти героя всплывают бурлаки – изнеможенные болезнями и тяжелым трудом люди. Они впечатлили ребенка, который до этого видел только красивую сторону жизни. Мальчик проигнорировал приказ няни не ходить к бурлакам. Его что-то тянуло к этим людям, хоть их разговоры о том, что лучше умереть, чем так жить, очень удивляли ребенка. Удивление перешло в высокий порыв, когда мальчик подрос. Но нетрудно догадаться, что юноша не нашел в обществе поддержки, поэтому взрослому мужчине, вернувшемуся на берег Волги теперь стыдно говорить о своих идеях. Он боится, что и теперь их не поймут.

В четвертой части лирический герой рассказывает, что через десятки лет увидел ту же картину, что и в детстве: «унылый, сумрачный бурлак!». Только теперь он воспринимает этих людей сквозь призму своего опыта. Описанием бурлак заканчивается поэма. В конце Н. Некрасов ставит троеточие, что заставляет читателя задуматься над прочитанным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»