Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»


Н. Некрасов сочувствовал крестьянам, наблюдая за их тяжелой жизнью. Поэт понимал, что помочь им могут только люди с прогрессивными идеями, патриоты, которые перевернут общественный строй и пробьют дорогу к справедливости. В 1876 году Николай Алексеевич написал стихотворение «Сеятелям».

Тема стиха – обращение к патриотам, носителям прогрессивных идей, чтобы те тщательней засевали «ниву народную». Автор показывает, что крестьянство – благородная почва для знаний, но ее нужно уметь засевать, делая это упорно, без робости в сердце. Он утверждает, что такие «сеятели» есть, но им нужно быть смелее и, наконец, двинуться вперед.

В центре стихотворения – лирический герой и иносказательный образ сеятелей. Нетрудно догадаться, что лирический герой является приверженцем идей, которые перечат крепостничеству. Об этом говорят его смелые призывы к действию. Герой обращается к людям, способным сеять ум. Он осыпает их вопросами и возмущениями, пытаясь выяснить, почему всходы на ниве такие хилые.


Лирический герой выдвигает по этому поводу несколько предположений: плохие семена, сами сеятели робкие или слабые, сеятели не могут найти благодатную почву. Как видим, он ни разу не обвиняет крестьян, понимая, что без помощи они не выберутся из сетей, которыми столько лет опутывало крепостничество. Далее герой призывает сеятелей «с бодрыми лицами» и «полными жита кошницами» приступить к делу и начать высевать «разумное, бодрое, вечное». За это их ждет награда, которая намного ценнее денег – искреннее спасибо от всего русского народа.

Стихотворение Н. Некрасова «Сеятели» полностью метафоричное. Автор представляет народ в образе нивы, которая достойна самых лучших семян. Образованные же люди, которые выступают за равенство – хлеборобы. Под семенами поэт подразумевает знания, добро и вечные ценности. Речь лирического героя оживляется эпитетами: «худы семена», «всходы хилые», сеятели «умелые», лица «бодрые», спасибо «сердечное». Сравнения в тексте отсутствуют.

Содержания стиха Н. Некрасова условно делится на две части: определение причины, почему всходы «хилые», призыв лирического героя к активным действиям. Формально произведение являет собою целостный монолог неразделенный на строфы. Такая композиция отображает эмоционный накал автора и лирического героя. В тексте используются два вида рифмовки: кольцевая и параллельная. Стихотворный размер – четырехстопный дактиль.

Особенность анализируемого стихотворения – интонация. Даже визуальный его рисунок привлекает внимание читателя восклицательными и вопросительными знаками. Синтаксические конструкции риторические, ведь в них скрываются не только вопросы, но и ответы на них. Интонационный рисунок показывает, насколько сильно вдохновение автора, помогает передать его сеятелям. Заканчивается стих троеточием, что выражает надежду Н. Некрасова на то, что слова лирического героя обязательно найдут отклик среди ученных мужей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»