Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»


Николай Алексеевич Некрасов - один из немногих поэтов, важнейшей темой в творчестве которого было освещение тяжелой жизни простых крестьян. Огромное количество своих стихотворений автор посвятил именно простому народу, он восхищался его талантом и способностями, обличая крепостной строй и положение, в котором оказались люди. Теме жизни русских крестьян также посвящено и стихотворение «Школьник».



История создания стихотворения Некрасова «Школьник»

«Школьник» - одно из известных стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, было написано в 1856 году. Этот год принято считать новым этапом в жизни поэта - именно к этому моменту он справляется с тяжелой болезнью, из-за которой стал кашлять, и ему было тяжело разговаривать. Его журнал, «Современник», начинает становиться все более известным среди людей, также выходит первый сборник стихотворений поэта и публикуется цикл «Последние элегии».

В это же время после окончания Крымской войны всходит на престол Александр II. Хоть проблемы простого народа не были решены, люди получают небольшой глоток свежего воздуха; многие начинают понимать, что отмена крепостного права действительно возможна.

Стихотворение было опубликовано в том же году, что и написано - в 1856. Впервые оно было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» и довольно хорошо было воспринято читателями и критиками.

Идея создания данного стихотворения возникла, когда поэт находился в своём загородном доме в Ораниенбауме (в XVIII веке в этом месте Михаилом Ломоносовым также был открыт завод по изготовлению цветного стекла). Автор увидел мальчика, выходца из крестьянской семьи, и, вдохновившись этим, сравнил его с Ломоносовым, который смог стать великим человеком несмотря на то, что вырос в небогатой семье. Такую же участь готовит юноше сам Некрасов, если тот будет усердно трудиться.

Жанр, направление и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к жанру гражданской лирики: поэт гордится народом России, но отмечает его тяжёлую долю; родителям крестьянского мальчика приходится отдавать последние деньги, чтоб их ребёнок мог учиться. Некрасов восхищается стремлением народа к образованию, он любит Россию и русский народ за его талант и желание развиваться, однако видит проблемы своей страны: обычным крестьянам приходится изводить последние деньги для того, чтобы у их детей была возможность учиться.

Стихотворение написано в русле реализма: автор достоверно изображает действительность, присутствует упоминание исторического лица (Ломоносова).

Размер стихотворения «Школьник» - четырехстопный хорей.

Рифмовка - перекрестная; чередуется женская (ударение на предпоследний слог) и мужская (ударение на последний слог) рифмы.

Композиция стихотворения Некрасова «Школьник»

Композиционно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части лирический герой видит школьника, который плохо одет, идет по грязной дороге. Однако лирический субъект призывает мальчика не стыдиться его положения, поощряя стремление к знаниям.

Вторая часть посвящена размышлениям об учебе мальчика. Лирический герой понимает, что родители юноши тратят последние деньги на то, чтобы сын был образованным, он сравнивает школьника с Ломоносовым, который тоже вышел из простой семьи и пророчит ему, если тот будет трудиться,

В третьей части лирический герой обращается к самой Руси: он искренне любит ее за то, что среди “тупых, холодных" дворян те крестьяне, которые действительно талантливы и хотят работать, могут получить всеобщее признание.


Смысл названия стихотворения

Школьника можно назвать собирательным образом всего крестьянства, которое, несмотря на нищету, свое бедственное материальное положение не теряет духовной стороны. Лирический субъект восхищается мальчиком; он понимает, что уже происходили случаи, когда крестьяне, получив достойное образование становились гениальными людьми, прославляя этим свою страну, поэтому сравнивает ребенка с "архангельским мужиком", Ломоносовым. Лирическое "я" искренне верит в то, что если ученик будет работать и трудиться, то его судьба сложится хорошо: хочет, чтоб того увезли в Москву, и он поступил в университет. Некрасов понимает, что таких учащихся по всей России может быть много, он восторгается тягой простого народа к знаниям и науке.

Образы и символы в стихотворении Некрасова «Школьник»

Как и многие другие произведения поэта, стихотворение школьник богато на различные образы

Во-первых, можно выделить образ школьника. Он может символизировать верный и вместе с тем тяжелый путь, по которому движется русское крестьянство, стремящееся к получению образования. Важные детали в образе мальчика, воссозданного поэтом - босые ноги и грязное тело, которое он прячет, стыдясь бедственного положения своей семьи.

В лирическом произведении также присутствует образ дороги, которую автор справедливо называет невеселой:

"Небо, ельник и песок — / Невеселая дорога…"

Образ батьки и старой дьячихи, которая является матерью ребенка, символизирует то, как важно для крестьян быть грамотными. Мать и отец мальчика не жалея отдают последние деньги на то, чтобы тот смог выучиться, понимая важность этого процесса:

“Знаю: батька на сынишку / Издержал последний грош. // Знаю: старая дьячиха / Отдала четвертачок, / Что проезжая купчиха / Подарила на чаек.”

Образ архангельского мужика символизирует ту славу и возможности, которые может получить народ при большом желании и усердии. В истории нашей страны есть уже немало примеров, когда из бедственного положения при условии большого стремления к труду и возвышенностям, люди выбирались из этих ситуаций, добиваясь невероятных высот.

Образ Москвы - своеобразное необъятное поле; т.е, попадая в Москву, человеку становятся открыты все дороги, он может двигаться по любому пути.

В стихотворении также присутствует образ Руси, которую лирический герой называет "родной". Он признается в любви своей стране, за то, что в ней столько талантливых людей вне зависимости от их чина; он восхищается и любит простой русский народ, и даже гордится им и его ценностями.

Также в стихотворении можно выделить "добрых, благородных” выходцев из народа, образ которых противопоставлен "тупым, холодным" дворянам. Так лирический герой выделяет простых крестьян и отмечает, что среди них намного больше достойных людей, чем среди представителей высшего класса, которые считают себя лучше других.

Темы, проблематика и настроение стихотворения

В стихотворении можно выделить следующую главную тему - стремление крестьян к образованию.

Также среди частных тем можно отметить бедность крестьян и восхищение русским народом.

В стихотворении «Школьник» Николай Некрасов поднимает важную проблему общественного неравенства: почему крестьяне, обладающие не меньшим талантом и способностями, чем люди с высших сословий, не обладают такими же возможностями, что и они? Людям из народа приходиться тратить последние деньги, чтоб их ребенок смог чему-то выучиться, стать грамотным и получить образование. Видно стремление народа к знаниям, чем автор очень гордится.

В лирическом произведении можно отметить романтический пафос: лирическое "Я" счастлив, что у ребенка из простой семьи есть возможность учиться, хоть это и досталось ему непростым трудом его родителей; он видит, что крестьянство идет правильным путем, отмечая их стремления к возвышенному.


Смысл стихотворения Некрасова «Школьник»

Как уже было указано выше, смысл стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Школьник» заключается в одаренности простого народа, автор подчеркивает его талант. Несмотря на ограниченные возможности: минимальное количество минимальных средств и тяжелую жизнь крестьяне стремятся к высокому, хотят получать что-то новое, выбраться из тяжелого для них положения, что видит Некрасов, и чем он поражен. Поэт делает акцент на том, что, возможно, что из такого мальчика, желающего трудиться, вырастет новый Ломоносов.

Средства художественной выразительности в стихотворении

В своих произведениях Некрасов привык использовать большое количество разнообразных тропов, так же и в стихотворении "Школьник". Во-первых, автор использует эпитеты:

"славный путь" - "дорога" образования, по которой движется мальчик, является правильной, автор поощряет его стремление к учебе и уверен, что старания обязательно окупятся ему в будущем.

"последний грош" - родителям мальчика пришлось потратить последние деньги, чтобы тот получал образование.

"разумен и велик" - характеристика Ломоносова, который, много стараясь, добился невероятных высот.

"добрых душ" - автор уверен, что кто-нибудь поможет мальчику и увезет его в большой город.

"люблю глубоко" - проявление искренней любви к своей стране.

"славных, добрых, благородных, сильных, любящих" - характеристика простого народа, который способен на глубокие чувства.

"тупых, холодных, напыщенных" - характеристика людей из высших сословий.

Также используются метафоры:

"сон наяву" - стремления мальчика по мнению автора действительно могут воплотиться в жизнь, если тот будет много стараться.

"поприще широко" - если мальчик поступит в университет, ему будут открыты все дороги, так он сможет выбиться в лучшую жизнь.

Олицетворения:

"Не бездарна та природа, / Не погиб еще тот край" - автор гордится своей страной и талантливым народом, который в ней проживает.

Перифраз:

"архангельский мужик" - под этим выражением понимается Ломоносов, который будучи уроженцем обычной крестьянской семьи смог стать великим российским ученым.

Отзыв о стихотворении Некрасова «Школьник»

Стихотворение «Школьник» является одним из лучших стихотворений Николая Алексеевича Некрасова в его гражданской лирике. В нём проявляется надежда на лучшую жизнь крестьян, автор отмечает их способности, талант простого русского народа, стремление к возвышенному: получению образования, знаний. Автор гордится за крестьян, он будто показывает им, что те идут в правильном направлении; что имея такие ценности они смогут выбраться из их положения. Отмечается и то, что родители школьника не пожалели последних денег, чтоб их ребенок получал образование, ведь это можно назвать поразительным явлением для нашего времени. Некрасов считал, что именно благодаря грамотности народа Россия сможет выйти из тяжелого положения и встать на путь развития.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»
  • Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»