Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»


Стихотворение «Снег идет» Б. Пастернака было написано в 1957 году, в период, когда поэт отказывается от футуристической манеры, признавая первенство содержания, а не формы. Его поздние произведения отличаются глубокой философией, оригинальными рассуждениями о вечных вопросах существования человека и вселенной, что нашло место и в анализируемом стихотворении.

Тема стихотворения «Снег идет» - скоротечность жизни. Автор показывает, что время – категория, неподвластная никому, все живое может лишь удивляться, как бежит за годом год.

В центре стихотворения лирический герой, наблюдающий за снегопадом и снег. Постепенно к центральным образам добавляются небо, пешеход, поворот. Лирический герой сначала наблюдает за снегом из окна, потом на лестничной площадке, постепенно перемещаясь на улицу. Он замечает все изменения, которые принес снегопад: герань тянется за окно, небо «сходит с чердака», а перекресток и люди в смятении от погоды, напоминающей о скоротечности жизни.

Постепенно лирический герой переходит от любования природой к раздумьям о вечном. Падающий снег напоминает ему годы, которые также летят без остановки. Он не может понять тянется время лениво или быстро, но то, что оно утекает – факт. Углубляясь в раздумья и сравнения, герой находит схожесть между годами и строчками в поэме.


В последней строфе стихотворения Б. Пастернака «Снег идет» появляются удивленные и смятенные растенья, пешеход, поворот. Все они очарованы снегопадом и закружены водоворотом времени. С помощью этого приема автор показывает, что течение времени ощущают на себе все – и живые существа и бездушные предметы.

Философская проблема раскрывается в контексте пейзажных зарисовок и интерьеров. Картины природы динамические: снег идет, не переставая, опуская вместе с собой небосвод. Интерьер – лишь несколько деталей (герань и окна плетенье), от которых веет уютом и теплом. Обычная лестничная площадка превращается в посадочную полосу для неба и снежинок.

Не забывает Б. Пастернак и о народных традициях, упоминая святки и Новый год. Но служат они не для воспроизведения жизни народа, а являются маркером, обозначающим точки на бесконечной ленте времени.

Философская проблема раскрывается при помощи художественных средств. В тексте преобладают метафоры («снег идет», «сходит наземь небосвод», «все пускается в полет, - черной лестницы ступени…») и сравнения («снег идет, словно падают не хлопья», «словно с видом чудака»). Дополняются картины природы эпитетами.

Стихотворение состоит из 5 катренов, двух пятистиший и одного терцета. Строки объединены по содержанию. В строфах представлены все виды рифм: перекрестная, кольцевая и параллельная. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный хорей. Ритмическая организация помогает отобразить легкость снежинок, танцующих в воздухе.

Произведение Б. Пастернака «Снег идет» – образец гармоничного переплетения пейзажных и философских мотивов, традиционного и индивидуального видения вечной темы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Осень»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Импровизация»
  • Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»