Анализ стихотворения Полонского «Утро»


Рукопись стихотворения Я.П. Полонского «Утро» появилась в 1845 г., когда поэту исполнилось 26 лет. Таким образом, произведение относится к раннему творчеству Якова Петровича. Этим объясняется юношеский порыв, который чувствуется в нем. Критики не единожды отмечали, что молодой поэт пренебрегает законами стихосложения. «Утро» – доказательство этой особенности.

Тема анализируемого стихотворения – свежесть утра в горах; гений человека, «века обречённый скорби». Яков Петрович показывает, насколько прекрасно свежее молодое утро, призывает наслаждаться этой красотой, ведь только так можно достичь конца страданий.

Начинается произведение динамичным утренним пейзажем. Автор описывает, как по «крутизнам» гор восходит туман. Эта метафора помогает автору очеловечить явление природы. Туман не задерживается на горных склонах, а уходит в небеса, так как они представляются ему родными. В небе туман превращается в прекрасные облака и сразу же рассеивается.

Утро Я.П. Полонский изображает как пору, в которой встречаются задержавшаяся ночная звезда и солнце. Их лучами «сияет утро молодое». Внезапно в стихотворении появляется лирический герой. Он удивляется, лазурному небу, которое совсем не похоже на хмурый ночной небосвод. Он признается, что в его голове ни одной мысли о материальном, низменном. Читатель догадывается, что все мысли героя пленены раздумьями о возвышенной красоте окружающего мира.


Последние строки имеют философский оттенок. Лирический герой призывает улыбнуться в ответ природе. Он считает, что гений человека обречён скорбью, так как зависит от условий, которые диктует эпоха. Природа же – знаменовенье, которому нужно верить. Стремиться к тому, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, ведь это способно очистить от скорби.

Анализируемое произведение по смыслу можно условно разделить на две части: описание наступления молодого утра и слова, обращенные к гению человека. Формальную композицию трудно назвать идеальной. Стихотворение делится на шесть катренов и одно пятистишье. Строки объединены не только внутристрофной, но и междустрофной рифмовкой. Рифмовка перекрестная, некоторые строки не рифмуются. В тексте есть только женская рифма, что придает пейзажу мягкости, создает впечатления плавных линий. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Пейзаж, воспроизведенный Я. Полонским, напоминает мозаику из художественных средств. В тексте очень много эпитетов, позволяющих выразительно визуализировать описания: «недоступные крутизны», «небеса родные», облака «ярко-золотые», «утро молодое», «небо хмурое, ночное», «лазурное небо». Также важную роль играют метафоры: «встающие горы», «долины цветущие», «солнце, разгораясь, блещет», «сияет небо». Сравнение в произведении всего одно: «он, как дым, уходит».

Интересно наблюдать за изменениями интонационного рисунка произведения. Первая смысловая часть отличается спокойной интонацией. Есть в ней оборванное предложение, которое отображает неспешность, с которой рассвет сменяет сумерки. Последние строки – восклицательные предложения. Они помогают акцентировать внимание на основной мысли стихотворения, идее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи...»
  • Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла...»
  • Анализ стихотворения Полонского «Блажен озлобленный поэт»
  • Анализ стихотворения Полонского «Зимний путь»