Анализ стихотворения Полонского «Зимний путь»


Стихотворение «Зимний путь» – образец раннего творчества Я.П. Полонского. Рукопись его появилась в 1844 г. Стоит отметить, что мотив дороги распространен в русской литературе первой половины ХІХ века. Нетрудно заметить сходство анализируемого произведения с пушкинским стихотворением «Зимняя дорога».

Главная тема произведения Якова Петровича отображена в названии. Кроме того, в нем раскрыты мотивы ночного путешествия по заснеженной дороге, волшебного сна. Автор показывает, что долгий путь может не только утомлять, но и возвращать в детство. Стоит только научиться грезить, как ребенок, верить в сказку.

Ключевой образ произведения – лирический герой, который едет в кибитке посреди поля. Его глазами читатель видит ночной пейзаж, а позже погружается вместе с ним в сновидения. Первые строки стихотворения воспроизводят картины природы. Их особенность – звуковое наполнение: «поле скрипит», «колокольчик гремит», «вой протяжный голодных волков». Ночь автор представляет как живое существо, мутно заглядывающее в кибитку. Луна, видимо, еле-еле освещает путь, поэтому автор называет ее свет призраком.

Ночной зимний пейзаж, звуки постепенно погружают лирического героя в сон. Сначала его воображение рисует старуху, которая прядет и рассказывает ему сказки, поет колыбельные. Именно из этих сказок соткан сон путника. Мужчина видит себя прекрасным царевичем, едущим спасать царевну. Царевна же заточена в стеклянном дворце с крепкими стенами. В этой же стране собраны чудеса, которые обычно встречаются в русских народных сказках: жар-птицы, деревья с золотыми плодами, источники мертвой и живой воды.


В конце стихотворения повторяется часть начальной пейзажной зарисовкой. Благодаря этому читателю кажется, что лирический герой пробудился, но еще находится под впечатлением ото сна.

Стихотворение не делится на строфы, но по смыслу в нем легко выделит две части: зимняя пейзажная зарисовка и сон лирического героя. Особенность формальной и смысловой композиции – пейзажное обрамление. Строчки объединены перекрестной и кольцевой рифмовкой. Яков Петрович использовал мужские рифмы, что придает тексту динамизма. Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Инструментом для создания пейзажной зарисовки и воспроизведения сна лирического героя являются художественные средства. Главную роль в картинах природы играет метафора: «поле скрипит», «светит пасмурный призрак луны», «ночь холодная мутно глядит», «в дыму облаков». Эпитеты дополняют описания, помогают сделать визуальные и звуковые образы более выразительными: «мутно глядит», «пасмурный призрак», «вой протяжный», «дремучие леса», «любимые сказки», «золотые плоды».

Интонационный рисунок произведения Я.П. Полонского «Зимний путь» спокойный, без восклицательных и вопросительных предложений. Такая интонация соответствует теме и идейному звучанию стихотворения.

Анализируемое произведение показывает умение автора гармонично переплетать реальное и фантастическое.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи...»
  • Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла...»
  • Анализ стихотворения Полонского «Блажен озлобленный поэт»
  • Анализ стихотворения Полонского «Утро»