Анализ стихотворения Рубцова «Воробей»


«Воробей» – одно из немногих стихотворений, представляющих лирику Н. Рубцова, предназначенную для детей. Всего в наследии Николая Михайловича 12 таких произведений. Писатель знал, что дети с удовольствием читают о братьях наших меньших, поэтому и в анализированном стихотворении идея реализуется посредством образа птицы.

Тема произведения – рассказ о воробье, страдающем от голода и холода, его попытки выжить. Автор ставит птичку в пример, восхваляя ее умение оставаться доброй даже в таких условиях. Кроме того, он доказывает, что нужно бороться даже, когда совсем тяжело.

Стихотворение относится к философской лирике. Жанр – элегия, так как в основе «Воробья» раздумья над влиянием обстоятельств на живое существо. В произведении также можно заметить признаки сюжетной лирики.

В центре анализируемого стихотворения образ воробья. Птичка, измученная холодом и голодом, уже «не чирикает даже». Она уже не надеется на спасение, но вдруг замечает подводу с поклажей. Из последних сил воробышек бросается за зернышко, добывает его и летит обратно к чердаку.

За описанной ситуацией наблюдает лирический герой. Он замечает, что воробей «не становится вредным», то есть нахальным, злым, даже, когда ему трудно. Это замечание лирического героя оформлено в виде оборванного предложения. Таким образом, Николай Рубцов как бы намекает читателю задуматься над сказанным.


Лирический герой на протяжении всего стихотворения остается на заднем плане, хоть мы и понимаем, что именно он является наблюдателем и рассказчиком. Он – тонкая натура, человек, живущий в гармонии с природой. Герой находит минуточку, чтобы понаблюдать за окружающим миром, поучится чего-то у природы.

Условно стихотворение Н. Рубцова «Воробей» можно поделить на две части: рассказ о том, как выживает воробей, вывод лирического героя, исходящий из увиденного. Формальная организация – 8 строк, без разделения на строфы (октава). Строки в восьмистишии объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки трехстопным анапестом.

Стихотворение не изобилует художественными средствами, так как предназначено для юных читателей. Тропы, употребленные в тексте, отличаются простотой. В произведении есть только эпитет: «зернышко бедное». Простота художественного оформления не делает стихотворение беднее. Она позволяет «выдвинуть» на первый план идейное звучание.

Для того чтобы выразительно передать эмоции лирического героя, расставить смысловые акценты, Николай Михайлович использует восклицательное и оборванное предложения. Первое демонстрирует удивление наблюдателя и рвение птицы к еде, а второе заставляет читателя поразмышлять.

Посредством аллитерации «ж», «ч», «р»: «Чуть живой. Не чирикает даже…», – автор передает атмосферу суровой зимы, подчеркивает волнение лирического героя, чувство жалости к птице.

Стихотворение «Воробей» Н. Рубцов написал для детей, но и взрослым стоит подумать над его смыслом.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Рубцова «Родная деревня»
  • Анализ стихотворения Рубцова «Утро»
  • Анализ стихотворения Рубцова «Душа хранит»
  • Анализ стихотворения Рубцова «Букет»