Анализ стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...»


Великая Отечественная война навсегда осталась в строках произведений, написанных теми, кто побывал в эпицентре кровавых событий. Стихотворения этого периода не оставляют равнодушными даже тех, кому посчастливилось жить под мирным небом. К. Симонов был военным корреспондентом. Ему пришлось побывать на всех фронтах. Статьи он печатал в газете «Красная звезда», а вот его стихотворения распространялись на фронте и без «помощи» периодики. Не исключение и стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете...», написанное на фронте. Солдаты знали произведение наизусть, переписывали его.

Тема анализируемого произведения – судьба ребенка, обожженная пламенем войны. Автор показывает ужасы кровавых событий, чтобы люди задумались, к каким последствиям приводит война. К. Симонов восхваляет мужество героев, готовых до конца стоять за родные земли.

В центре стихотворения два образа – лирический герой и мальчик. Второстепенные герои – майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой. В первых строках читатель знакомится с мальчишкой, которого майор привез на лафете. Ребенок остался без матери. Даже проститься с ней ему не удалось. Далее автор рассказывает, что мальчика везут из Бреста. Героя привязали к щиту, чтобы обезопасить от падения. Все ужасы, которые ребенок пережил на войне, автор передает простой деталью: «седой мальчишка на лафете спал». Спящий мальчонка прижимает к груди игрушку. Эта картина символизирует мир, которого лишили тысячи детей.


В третьей строфе на первый план выступает лирический герой. Сначала он воплощен в лирическом «мы» – сборном образе солдат, которые идут навстречу лафету. Проснувшись, мальчик машет рукой защитникам Отечества. Далее речь ведется от имени одного из солдат. Он и является лирическим героем.

Увидев мальчика, герой обращается к невидимому собеседнику, который никогда не видел ужасов войны. Солдат признается, что горе ребенка оборвало ему и его сослуживцам сердца, поэтому они готовы сражаться до конца. Сам же лирический герой говорит, что «должен видеть», как мальчик возвратится на Родину. Можно предположить, что адресат обобщенный, под ним подразумевается любой человек, который не почувствовал на себе горя, принесенного войной.

Особенность стихотворения К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...» – наличие сюжета. Он фрагментарный, но дает возможность читателю представить судьбу главного героя. Произведение легко можно разделить на смысловые части: рассказ о мальчике, обращение лирического героя к собеседнику, знающему это горе «понаслышке». Формальная организация – семь катренов с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки пятистопным ямбом.

Для того чтобы донести до читателя идею, создать выразительный образ мальчика, автор использовал художественные средства. Тропов не очень много, так как сама тема требует художественной простоты. В тексте есть эпитеты («седой мальчишка», «разбита пушка», «воинский закон»), метафоры («заснувшая игрушка», «нам оно оборвало сердца»), гипербола («Отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну…»
  • Анализ стихотворения Симонова «Слава»
  • Анализ стихотворения Симонова «Сын артиллериста»
  • Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»