Анализ стихотворения Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну…»


К.М. Симонов – поэт, искусство которого оттачивалось на войне. Ему пришлось побывать в огне русско-японского сражения и на кровавых полях Великой Отечественной войны. Не удивительно, что военная тематика преобладает в творческом наследии Константина Михайловича. Произведение «Всю жизнь любил он рисовать войну…» было создано в 1939 г. под впечатлением от русско-японской войны. Сколько раз молодой поэт видел, как преждевременно обрывались человеческие жизни. Об этом и говорится в анализируемом стихотворении.

В произведении легко выделить несколько тем – смерть; судьбы людей, которые следовали за своими предназначениями; преждевременно оборванные жизни. Автор показывает, что человеческая жизнь очень коротка, очень важно посвятить ее тому, к чему стремиться душа. Кроме того, он еще раз доказывает простую истину: нужно ценить каждую минуту.

В стихотворении есть несколько центральных образов – художник, врач, летчик и лирический герой. Герои первых трех строф имеют прототипов. В первом катрене рассказывается о художнике, которому нравилось рисовать войну. Этому делу он посвятил всю свою жизнь. Смерть настигла героя на корабле, наскочившем на мину. Исследователи считают, что прототипом художника стал В.В. Верещагин. Живописец просился на фронт, чтобы точно воспроизвести сражения на полотне. Погиб мужчина во время взрыва мины на броненосце «Петропавловск».


Во втором катрене К. Симонов рассказывает о враче, который очень хотел избавить людей от чумы. По иронии судьбы герой сам умер, привив себе эту болезнь. Прототипом врача из произведения «Всю жизнь любил он рисовать войну…», скорее всего, стал А.Л. Берлин. Он пытался создать вакцину от чумы. Один из препаратов решил испробовать на себе и вскоре умер.

Из кого списан летчик, исследователи не выяснили до сих пор. Предполагали, что прототипами могли быть В.П. Чкалов, М.С. Бабушкин, А.К. Серов. Тем не менее, никто из этих лётчиков не встретил смерть в 40 лет. Интересно, что ни в одном катрене не называется имя героя. Так, автор показывает, что внезапная смерть – распространенное явление.

Последние два четверостишия написаны от имени лирического героя. Сначала говорит лирическое «мы», выражая сожаление о том, что многие люди умирают рано, внезапно. Таким образом, К. Симонов показывает, что эта проблема тревожит не только его. Но и сам лирический герой не верит, что человек может завершить все-все дела, чтобы спокойно усесться в кругу семьи, а потом умереть.

Анализируемое произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о людях, которые внезапно встретили смерть и размышления над проблемой внезапной смерти. Формальная композиция стихотворения несложная. Оно состоит из пяти катренов с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Для создания образов и раскрытия темы автор использовал художественные средства. В тексте много эпитетов: «беззвездная ночь», « последняя картина», «преследовал жестоко», «последние дела». Также важную роль играют метафоры: «всю жизнь он смерть преследовал», «всю жизнь привык он пробовать сердца».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...»
  • Анализ стихотворения Симонова «Слава»
  • Анализ стихотворения Симонова «Сын артиллериста»
  • Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»