Анализ стихотворения Цветаевой «Маяковскому»


Стихотворение «Маяковскому» («Превыше крестов и труб…») Марина Цветаева написала осенью в 1921 году. С. Эфрон утверждал, что Марина Ивановна читала произведение Маяковскому, когда была на его вечере в Москве. Поэтессе очень нравилось творчество Владимира Владимировича, в то время, как Маяковский не интересовался её поэзией. Более того, в одной из своих статей скандальный мастер пера с иронией раскритиковал книгу М. Цветаевой «Версты».

Жанр анализируемого стихотворения ‒ посвящение. Написано оно в форме эмоционального монолога лирической героини, которая не скрывает своего восхищения Маяковским.

Тема стихотворения – рассказ о Маяковском ‒ неординарной, бунтарской личности Цветаевской эпохи. Поэтесса показывает, что Владимира Владимировича любят за твердый характер, некую несдержанность в словах, действиях.

Городская тематика была очень близка В. Маяковскому, видимо, поэтому Марина Ивановна изображает его на фоне урбанистического пейзажа. Поэт в её представлении «крещенный в огне и дыме», но он выше города, ведь умеет видеть его проблемы, как на ладони. М. Цветаева называет В. Маяковского архангелом, выделяя его, таким образом, из толпы других людей. В этом же катрене поэтесса характеризует собрата по перу эпитетом «тяжелоступ», который прекрасно отображает натуру Маяковского.


Во втором четверостишии при помощи художественных средств М. Цветаева выражает мысль о том, что Маяковский сам себе хозяин: «он возчик, и он же конь, он прихоть и он же право». Он всегда готов трудиться, воспевая «площадные чудеса». Лирическая героиня анализируемого произведения неоднократно обращается к Маяковскому приветствием «здоров». М. Цветаева использует это слово, чтобы приблизить свое творение к творчеству Владимира Владимировича.

Стихотворения В. Маяковского сложные, грубоватые. Он не умеет любоваться окружающим миром, как другие поэты. Вот почему М. Цветаева называет его «гордецом чумазым», «булыжным громом». Она пишет, что Владимир Владимирович избирает не алмазы, а камни. Такая метафора прекрасно характеризует творчество поэта.

Завершается стихотворение «Маяковскому» описанием творческого процесса Владимира Владимировича: «зевнул, козырнул ‒ и снова оглоблей гребет». Таким образом, создается впечатление, что Маяковский пишет свои стихотворения, будто играя.

Анализируемое стихотворение состоит из четырех катренов с перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер ‒ двустопный амфибрахий. По смыслу произведение тяжело поделить на части, так как каждый его катрен посвящен натуре Маяковского и его творчеству.

Художественные средства, использованные в произведении, сложные, так как М. И. Цветаева попыталась стилизовать стихотворение под творчество Маяковского. В тексте есть метафоры: «крешенный в огне и дыме», «булыжный гром», «оглоблей гребет»), эпитеты («архангел-тяжелоступ», «ломовая слава», «гордец чумазый», «архангел ломовой»).



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Цветаевой «Куст»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Анне Ахматовой»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Байрону»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с тобою лишь два отголоска…»