Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»


В пейзажной лирике Ф.И. Тютчева не один горный пейзаж. Исследователи объясняют это тем, что творчество поэта развивалось в романтическом ключе. Романтики поддерживали идею двоемирия, считая, что существует высший мир, наполненный тайной и земное бытие, обыденное для нас. Горы – посредники между мирами, ведь «вырастают» из земли и тянутся к небу. Эта особенность – одна из причин того, что в пейзажных горных зарисовках Тютчева развиваются не только мотивы природы, но и философские. Свидетельством этого является стихотворение «Альпы», созданное в 1830 г.

Тема стихотворения – противоположности, скрывающиеся в горах – ужас и красота. Автор показывает, что незнание и тайна вызывают у человека неоправданный страх, который исчезает, как только мы узнаем правду.

В начале стихотворения автор изображает ночные Альпы. Лирическому герою кажется, что перед ним живые существа с «помертвелыми» глазами. Глядеть на них без ужаса невозможно. В то же время, лирический герой замечает особое обаяние гор, ведь от них веет властью. Не удивительно, что Альпы ассоциируются у Ф.И. Тютчева с падшими царями. Таинственности горным вершинам придает окутавший их туман.


Вторая строфа посвящена описанию рассвета. И снова-таки здесь отображаются особенности романтизма. В балладах романтиков чары и нечисть исчезают с восходом солнца. В анализируемом произведении лирический герой рассказывает: как только восходит солнце, «чарам гибельным конец». Утренние горы совсем не страшные. Они теперь напоминают святых в венцах. Лирический герой рассказывает, что первым просыпается старший брат, видимо, так он называет самую высокую гору. «Старший брат» разливает свет на окружающие вершины. Лирический герой очарован их красотой и величием. Он радуется, что теперь Альпы не кажутся мертвыми: они воскресли.

Произведение четко делится на две смысловые части: ночной горный пейзаж и утренний. Основа, предающая пейзажной зарисовке целостности – контраст. При помощи этого приема поэт не только показывает разные облики гор, но и реализует идею стихотворения. Текст «Альп» разделен на две октавы (восьмистишья), что соответствует смысловой организации. Ф. И. Тютчев использовал два вида рифмовки: перекрестную и кольцевую. Большинство строк объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Художественные средства в стихотворении Ф.И. Тютчева многофункциональны. Посредством тропов автор создает оригинальный пейзаж, передает эмоции лирического героя и доносит до читателя философскую идею. Главную роль играет метафора, ведь образы Альп метафоричные: «Альпы глядят», «их очи… ужасом разят», «Восток лишь заалеет», «вся воскресшая семья». В первой строфе ключевая ассоциация поэта передается посредством сравнения: горы, «словно падшие цари». Эпитеты помогают передать самые тонкие нюансы пейзажа: «лазурный сумрак», «льдистый ужас», «грозны и туманны» (о горах).

«Альпы» Ф.И. Тютчева – образец мастерской реализации философских идей посредством образов природы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Видение»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Колумб»