Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…»


К мотивам весны Ф.И. Тютчев обращался неоднократно в разные периоды творческой деятельности. Особое место они занимали в ранней поэзии Фёдора Ивановича. Раскрываются весенние мотивы и в стихотворении «Еще шумел весенний день». Оно было создано в конце 1830-х гг., но тогда автор не закончил его. Около двух десятков лет незаконченная рукопись пролежала без внимания. В 1851 г. его опубликовали в журнале «Москвитянин». Автор скромно подписался под своим творением «Т-въ», но читатели узнавали творческую манеру Тютчева.

В произведении сплелись признаки пейзажной, философской и интимной лирики. Жанр его – элегия. В стихотворении можно выделить несколько тем – весенняя природа; смена дня и ночи; гармония человека и природы. Автор показывает, что весенние дни наполнены жизнью и в этом их прелесть, ночи же – время окутаны мистикой и тишиной, чем очаровывают лирического героя.

Начинается стихотворение Ф. Тютчева «Еще шумел веселый день» пейзажной зарисовкой. Автор изображает улицы, блистающие толпами людей. День постепенно сменяется вечером, о чем говорит тень от облаков, которая пролетает по крышам. Весенний день шумный, но лирическому герою нравится его звучание, ведь это «звуки жизни благодатной».


Под звуки, доносящиеся из улицы, лирический герой засыпает, называя свое состояние забвеньем. Его удивляет пробуждение. Вокруг воцарилась тишина, по стенам бродят тени. Таинственности этой атмосфере придает «полусонное мерцанье». В окно мужчины заглядывает бледная луна, кажется, она сторожит дремоту героя. Все увиденное создает впечатление, что мужчина попал в «царство теней».

По смыслу анализируемое произведение четко делится на две контрастные части: описание дня и ночи. Плавного перехода между этими частями автор добивается посредством катрена, описывающего «невольное забвенье». Формальная организация стихотворения – шесть катренов с перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Стихотворение Ф.И. Тютчева наполнено художественными средствами. Ключевую роль играют метафоры: «шумел веселый день», «толпами улица блистала», «я впал в невольное забвенье», «ходили тени по стенам», «глядело бледное светило», светило «мою дремоту сторожило». Очень много в тексте эпитетов, в некоторых строках автор нанизывает их, чтобы точно описать то, что представляет: «веселый день», строй «стозвучный, шумный и невнятный», «странно пробужденье», «полусонное мерцанье», «миротворный гений», гений «незримый», «пышно-золотой день».

Чтобы расставить акценты, добиться стройного ритмического рисунка, автор использует инверсию: «толпами улица блистала», «жизни благодатной», «весенней негой утомлен». В некоторых строках использована аллитерация, например, невнятный шум подчеркивается словами, в которых повторяется согласный «с»: «все в один сливалось строй, стозвучный, шумный…». В описаниях ночи строки более «мягкие», например, со словами с «л»: «глядело бледное светило».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Тютчева «Восток белел. Ладья катилась…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам (Обеих вас я видел вместе…)»
  • Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…»