Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума»


Стихотворение «Волна и дума» Ф.И. Тютчев написал в июле 1851 г. Тогда поэтон переживал личную драму: он полюбил Елену Денисьеву, но официально был в браке с Элеонорой Фёдоровной. Не исключено, что с этими событиями связан мотив человеческих дум в произведении. Многие исследователи предполагают, что творение Ф. Тютчева – ответ на поэтическую миниатюру А. Фета «Буря на небе вечернем». Произведения похожи мотивами, образами.

Тема стихотворения Ф.И. Тютчева «Волна и дума» – морские волны и человеческие мысли как едина стихия. Автор показывает, что человек и природа – единое целое, научившись слышать природу, мы научимся понимать самих себя. Эта идея реализуется во многих произведениях Ф.И. Тютчева.

В начале стихотворения автор изображает взволнованное море. Для этого ему достаточно трех слов: «волна за волной». Движение волн напоминает движенье человеческих мыслей. Ф.И. Тютчев говорит даже, что это разные проявления одной стихии. Далее он сравнивает тесное сердце и безбрежное море. Он утверждает, что человек заключен в своих мыслях, тогда как волны на просторе.

Как и море, человеческие думы в вечном движении: «вечный прибой и отбой». Действительно, наши мысли то держат нас в напряжении, то отпускают. Никакие мысли не помогают избавиться от «призрака тревожно-пустого». Видимо, под этой метафорой поэт подразумевает тревоги, которые беспокоят людей даже тогда, когда для этого нет причин.


Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева практически не проявляет себя. Но со стихов понятно, что это мыслитель, который умеет жить в гармонии с природой. Природа помогает ему прислушиваться к себе. Ф.И. Тютчев также искал вдохновение в природе, прекрасно понимал ее язык, поэтому можно утверждать, что образ лирического героя сливается с образом автора.

Стихотворение невозможно поделить на смысловые части, так как каждая его строка развивает мотив человека и природы. Ф.И. Тютчев с каждой новой строкой убеждает читателя в том, что море и человеческие мысли – единая стихия. На строфы стихотворение не делится: состоит из одного шестистишия. Все произведение – одно предложение. Для объединения строк использована параллельная рифмовка. В первых и последних двух строках использованы мужские рифмы, в третьей и четвертой – женские. Стихотворный размер – трехстопный дактиль.

В каждой строке анализируемого произведения Ф.И. Тютчев использовал художественные средства. В первой – параллелизм: «дума за думой, волна за волной». Далее видим метафоры («два проявленья стихии одной», «здесь – в заключении», «тот же все призрак тревожно-пустой»), антитезу («в сердце ли тесном, в безбрежном ли море»). В основе одной антитезы метафоры: «здесь – в заключении, там на просторе».

Лаконизма Ф.И. Тютчев добился посредством эллипсиса: ««здесь – в заключении, там на просторе». В некоторых строках используется аллитерация. Например, тревога, грусть передается словами с согласными «р», «ж», «с»: «тот же все призрак тревожно-пустой».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый!..»
  • Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «В разлуке есть высокое значенье…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)»