Анализ стихотворения Тютчева «Восток белел. Ладья катилась…»


Стихотворение «Восток белел. Ладья катилась…» Ф. Тютчев написал в первой половине 1830-х гг. Впервые оно увидело мир на страницах IV тома журнала «Современник» за 1836 г. Федор Иванович посвятил произведение жене Эрнестине Фёдоровне.

Тема анализируемого стихотворения грусть женщины, стоящей на морском берегу. Автор показывает ранимость женщин, прославляет искренность, душеную чистоту, женственность, а также внутреннюю силу.

В начале произведения Фёдор Иванович рассказывает о месте, где происходят описываемые события – морское побережье. Тем не менее, сначала его взор обращен на восток, где белеет ладья. Поэт не зря употребляет устаревший синоним слова «лодка». Он придает строкам возвышенности, создает атмосферу. Кроме того, так автор сохраняет стройную ритмическую структуру текста. Паруса, которые Фёдор Иванович снова-таки называет старинным словом «ветрила», издают веселые звуки.


Действие происходит утром, так как поэт говорит, что «восток алел» Из описания моря становится понятно, что лирический герой пребывает на лодке, так как он говорит: «под нами море трепетало». На востоке лирический герой видит женщину или девушку, которая молится, откинув с волос покрывало, а в её глазах отражалось небо. Когда солнце всходит, она склоняется и начинает рыдать. Чтобы отобразить всю её горечь, автор использовал просторечье «выть». Из последних строк узнаем, что героиня – молодая девушка, ведь говорится, что слезы скатываются «по младенческим» щекам. Пылающий восток отображается в слезах, поэтому они кажутся огневыми каплями. Настроение девушки контрастно настроению, отображенному в первом четверостишии.

Анализируемое произведение по смыслу условно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание плачущей девушки. Вторая часть больше первой, ведь внимание автора сконцентрировано не на красивом морском виде, а на женщине. Формальная организация произведения – пять катренов. Рифмовка перекрестная. Первые строки четверостиший рифмуются между собой. В тексте использованы только женские рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для создания пейзажа и образа девушки использованы художественные средства. В произведении много метафор: «ладья катилась», «ветрило весело звучало», «море трепетало», «восток алел», «дышала на устах молитва», «во взоре небо ликовало», «восток вспылал», «струились капли огневые». Также в тексте есть эпитеты: «весело звучало», «младенческие ланиты». Сравнение в стихах одно: «Как опрокинутое небо, под нами море трепетало».

Игра с интонацией – особенность стиля Ф.И. Тютчева. Отобразилась она и в анализируемом произведении. Например, посередине каждого предложения, рассказывающего о востоке, троеточие. Таким образом, автор делает паузу, ожидая пока читатель проникнется атмосферой описываемых событий. Последнее предложение – тоже оборванная синтаксическая конструкция. Поэт, кажется, безмолвно просит читателя остановиться и подумать о плачущей девушке, проникнуться её внутренним состоянием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам (Обеих вас я видел вместе…)»
  • Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…»
  • Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…»