Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»


7 лет жизни А. Твардовский провел на фронте, куда попал в качестве военного корреспондента газеты «На страже Родины». За это время журналист объездил не только Россию, но и Европу. Он написал множество очерков и сводок. Поэтическое «я» мужчины тоже не было забыто. Военный период обозначился в творчестве Твардовского стихами, поражающими точностью воспроизведения ситуаций.

Стихотворение «Рассказ танкиста» было создано в 1942 году. Основой для его написания стал рассказ очевидца. Однако во время прочтения кажется, что поэт своими глазами видел то, что передал на бумаге.

Тема произведения – героический поступок советского мальчика. Автор показывает, что для смелого человека возраст – не преграда, он учит ценить лучшие качества человека: силу духа, отвагу и любовь к родине.

В произведении А. Твардовского два главных образа – лирический герой и мальчик. Рассказ ведется от имени лирического героя, который выступает е только очевидцем, но и непосредственным участником событий. Это танкист, который вместе со своим отрядом пытается отвоевать у врага провинциальный городок. Но солдаты не знают, где стоит вражеская пушка, поэтому не могут разбить фашистов.


В начале стихотворения автор рассказывает о детях, которые встречали освободителей «в городишках прифронтовых». В военных условиях их души не очерствели, а руки не опустились т безысходности. Дети верили в своих спасителей, а потому встречали их, «как дорогих гостей». Среди таких детишек нашелся смельчак, который разведал, откуда стреляли немцы, и рассказал советским солдатам. Но его доброе дело не закончилось только словами, мальчишка вызвался ехать вместе с отрядом, чтобы показать то злополучное место. Автор подчеркивает храбрость ребенка всего несколькими словами: «стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем».

Вскоре пушка была уничтожена. Танкист вспоминает, что поблагодарил «хлопца» и пожал ему руку. Он навсегда запомнил лицо маленького героя. И лишь об одном мужчина жалеет: забыл спросить у мальчика имя.

Стихотворение «Рассказ танкиста» не изобилует художественными средствами, что объясняется содержанием. Тем не менее, в тексте есть эпитеты: «трудный бой», «рыхлый, жирный чернозем». Также А. Твардовский использует гиперболу «из тысяч лиц узнал бы я мальчонку». Чтобы усилить идейное звучание, автор обрамляет рассказ повторением.

Стихотворение состоит из десяти четверостиший с перекрестной рифмой. В некоторых куплетах А.Твардовский позволяет себе не подыскивать уж очень созвучные окончания строк, например: копоть – хлопец, разведал – поеду. Это придает рассказу простоты и непосредственности. В стихе чередуются диалогические и монологические катрены, что помогает лучше передать оба образа. Написано произведение ямбической строкой.

Стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста» – один из многих литературных образцов, прославляющих подвиги детей. Его особенность в том, что в тексте практически не ощущается трагический пафос, так как его «затмевает» героический.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Твардовского «Есть имена и есть такие даты…»
  • Анализ стихотворения Твардовского «У славной могилы»
  • Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери»
  • Анализ стихотворения Твардовского «О сущем»