Анализ баллады Жуковского В.А. «Светлана»

Отрасль романтизма достаточно развита в русской литературе. Множество авторов писали свои стихотворения, баллады и элегии в стиле романтизма. К ним относится и всем известный В.А. Жуковский. Автора можно отнести к людям – мечтателям и романтикам. Поэтому, мотивы сна очень популярны в его творениях.

Одной из таких творческих работ является баллада «Светлана». Ее смысл скрывает в себе двоемирие – мир настоящий и мир сна. Так как большинство баллад отражает особый интерес к фантастике и мистики, «Светлана» также наделена таким интересным подтекстом.



Автор и название баллады

Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Светлана».

История создания баллады «Светлана»

Баллада «Светлана» была написана В.А. Жуковским в 1812 году. Всего автор работал над текстом четыре года, начиная с 1808 г. В основу произведения легла баллада немецкого поэта Бюргера, однако текст русского автора во многом отличался от оригинала. Балладе «Светлана» был присущ русский национальный колорит, мистические проявления, невероятные эмоции и чувства героев. Произведение Жуковского вместило в себя личные переживания автора. Десять лет длилась его борьба за руку Маши Протасовой. Мать девушки, сестра поэта по отцу, была против кровных браков и отчаянно сопротивлялась. В результате ей удалось выдать дочь за врача Мойера, а Жуковский продолжал страдать.

Балладу «Светлана» Василий Андреевич посвятил младшей сестре Маши Александре на ее венчание с литератором, другом Жуковского Александром Воейковым. Опубликовано произведение было в «Вестнике Европы» в 1813 году.

Жанр, тема, идея, основная мысль баллады «Светлана»

Жанр «Светланы» — романтическая баллада о любви и вере. В основе острый динамический сюжет, захватывающая история, которая имеет очень быстрое развитие. В тексте происходит переплетение фантастического и реального, но, в отличие от классических баллад, в «Светлане» Жуковского происходит все наоборот. Именно настоящая жизнь оказывается сильнее выдуманного мира.

Сюжет баллады интересен для читателей. Действие начинается в крещенскую ночь. Деревенские девушки начинают гадать на суженого, будущую жизнь. В стороне остается лишь Светлана, она грустит, поясняя своею тоску тем, что ее суженый далеко от нее. Оставшись одна, Светлана решается испробовать самое страшное — гадание с зеркалом. Она расставляет свечи и садится перед зеркалом. Вглядываясь в него, девушка слышит позади себя шепот. Её любимый протягивает к ней руки и зовет венчаться. Молодые выходят на улицу, садятся в сани и едут в церковь.

Светлана смотрит на милого и видит, что он бледный, унылый ничего не говорит. В сердце начинает появляться страх. Вот впереди храм, а внутри него стоит гроб. Кони проносятся мимо, но девушке все страшнее. Начинается метель, кричит ворон. Наконец сани останавливаются возле небольшой хижины. Героиня остается одна. Пропадает жених и сани. Кругом метель. Светлана заходит в дом, а там стоит гроб. Девушка начинает молиться, притаившись в углу. За окном метель стихает. Тут в окно залетает белый голубок, который прикрывает невесту крыльями. Он защищает ее от мертвеца, которым оказывается ее жених. Тут слышится крик петуха, и Светлана просыпается. Оказывается, это был сон. Слышится звон колокольчиков, возвращается ее суженый.

Основная тема — любовь и вера. Главная героиня ради любви приступает к гаданию, действию, которое осуждается церковью. Она надеется в этом таинстве найти ответы на свои вопросы. Однако гадание и сон дают ей неверную информацию. Её привиделся мертвый жених, девушка испытала страх. Только вера в Бога спасает ее от ужасного. Светлана начинает молиться, и всё заканчивается благополучно.

Тема русских традиций также не менее значима в этой балладе. Жуковский старался показать, чем живет русский народ, что для него является важным. Например, одним из самых популярных развлечений были святочные гадания.

Главная мысль, которую хотел донести до нас автор, состоит в том, что нельзя опираться на различные гадания, сны и приметы. Нужно верить в Бога и надеяться на то, что все будет хорошо. Суеверия и мистика не приемлемы для христианина. Настроение баллады меняется в зависимости от сюжета. Сначала печальная героиня и ее тоска по любимому создают такое же лирическое и грустное настроение, затем во время сна нарастает тревога. И финал — это ощущение радости, удовлетворения, хочется благодарить Бога за то, что все так хорошо закончилось.


Художественные средства в балладе «Светлана»

Главная мысль раскрывается с помощью эпизодов и появляющихся образов. Первый главный образ, который пронизывает почти все баллады Жуковского, образ дороги, пути. Он несет в себе дополнительное значение. Каждый герой проходит свой жизненный путь. Главное пройти по нему честно, соблюдая все христианские традиции. Светлана свернула с правильной дороги, обратившись к гаданию. Только вера смогла указать ей нужное направление.

Крещение — праздник, который дарит чудеса, только Светлана, не имея духовной мудрости, восприняла его как способ узнать тайное. Душа же ее ощущает тихую радость, а вера помогает обрести умиротворение.

Не менее важны образы голубя, ворона и петуха. Ворон на Руси всегда предрекал беду. Его крик — предвестник смерти. Если бы героиня не обратилась к молитве, все могло бы закончится трагически. А вот голубь символизирует ангела, который помог девушке. Некоторые литературоведы считают, что это чистая душа Светлана противиться суеверию. Петух же, встречая своим криком рассвет, прогоняет все плохое. Начинается новый день, который должен нести светлые мысли и чувства. Вьюга, метель — жизненные события, которые происходят в жизни. Героиня, попав под влияние гадания, ощущает холод, она не видит ничего вокруг. Когда же погода налаживается, выглядывает солнце, в ее судьбе происходят хорошие перемены. Избушка, куда заходит Светлана, это переход между двумя мирами. Здесь девушке предстоит сделать выбор между темным, суеверным и светлым, верой в Бога, молитвами.

Баллада написана красочным языком с использованием разнообразных образно-выразительных средств. Здесь и эпитеты, и метафоры, олицетворения, сравнения. Безусловно, необычность передается с помощью фольклорного колорита.

Язык простой, нет сложных синтаксических конструкций. Написана баллада двусложным хореем с ударением на нечетные слоги. Это дает сюжету динамику, быструю смену событий, неожиданность. Рифма перекрестная, с помощью нее можно передать быструю смену настроения. Переносы слов с одной строчки на другую делают акцент на определенном слове и придают напевность тексту.

Композиция баллады «Светлана»

Баллада «Светлана» построена на антитезе, противопоставлении реального мира и мира сновидений, добра и зла, веры и суеверия. Это помогает читателю понять тот выбор, который делает человек в своей жизни. На какую сторону встать: на путь добра и веры или зла и предрассудков.

Экспозиция — это описание святок, деревенского быта и гадания, которое проводят девушки.

Завязка начинается с того момента, когда Светлана тоже решает узнать свое будущее. Она зажигает свечи и смотрит в зеркало. Появляется ее суженый.

Развитие действия — это поездка в санях с любимым к месту венчания. Дорога сопровождается страхом, карканьем ворона, изменением погоды — поднимается метель. Всё это подвергает душу смятению.

Кульминация — гроб в маленькой избушке, мертвый жених, который хочет броситься на девушку, и ее защита — белый голубок.

Развязка происходит в момент пробуждения ото сна. Всё проходит. Светлана понимает, что это лишь наваждение. Звон колокольчиков говорит, что приехал ее жених.

Эпилог — автор радуется за девушку, дает ей ценный совет, что верить нужно лишь в реальность, а не в то, что тебе снится. В последних четверостишиях выводы, которые представляют собой мудрые наставления, пожелание счастья и любви молодым.

Ведущее переживание — это тревога, желание узнать свою судьбу, а потом облегчение от того, что все закончилось хорошо.

Поэтическая лексика баллады «Светлана»

В балладе представлена совокупность нескольких лексических пластов. Это общеупотребительная и устаревшая лексика, устное народное творчество. Историзмы, слова, вышедшие из употребления, переносят нас в то давнее время, когда еще были «тесовые» ворота, «налое», светлица. Архаизмы дают представление о быте и людях, живших в начале 19 века. Например, грусть автор называет «кручиной», утреннюю звезду «денницей», глаза «очами», лицо «ликом».

Фольклорные элементы представлены святочными гаданиями, сновидениями, присутствием символов ворона, голубка и петуха. Особенно вызывает интерес ритуал гаданий, подблюдные песни, мотив дороги. Дорогу часто используют в русских народных сказках. Она нужна для того, чтобы человек, пройдя испытания, остановился на верном выборе жизненного пути.

Противопоставление тьмы и света тоже один из приемов устного народного творчества. Цветовая символика присутствует на всем протяжении повествования. Так, белый цвет — это символ чистоты, нежности, надежды, непорочности. Черный — смерть, беда. Блестящий, золотой, солнечный — радость, обновление, счастье.

Аллегорические образы помогают осмыслить балладу, добавить новые образы. Например, метель — дыхание смерти, предвестник будущей трагедии. Ворон — смерть, голубок — ангел, петух — пробуждение, дорога — духовный путь.

Эпитеты передают отношение автора к происходящему и к отдельным героям. Так, главная героиня для него «молчалива», «грустна», «милая», «одинокая», «сладостные уста», «счастливый взор». Используя сравнение, автор говорит о ней: «в ней душа, как ясный день». Жених в снах «одинокий, бледный, молчаливый».

Метафоры: «им сердце дышит», «страх туманит очи», «мертвое молчанье», «пышут дым ноздрями», «снежный прах».

Олицетворения дают ощущения, что мир живой, таинственный, именно на праздник Крещения возможно заметить эти чудеса: «крикнул жалобно сверчок», «голубок…обнял крылами», «ноет грудь».

Гипербола передает тот страх, который появился у Светланы в дороге: «тьма людей», «лик мрачнее ночи».

Литота: «ни полслова ей в ответ».


Стилистические фигуры в балладе «Светлана»

Поэтический синтаксис разнообразен и красочен. Жуковский старался использовать самые разные синтаксические конструкции, чтобы показать и деревенские традиции, и мир сновидений, и радость от счастливого момента.

На противопоставлении построена вся баллада. Так черный ворон противостоит белому голубку, тьма свету, метель тишине, венчание похоронам. Девушки веселы, игривы, а Светлана грустна и молчалива.

Градация заметна в эпизоде, когда начинается метель. Сначала начинается вьюга, потом вихорь и, наконец, метель. Такие же чувства испытывает и девушка. Робость — тревога — страх — ужас (дрожь).

Инверсия подчеркивает сказочность, музыкальность, как будто кто-то рассказывает вечером старинное сказание.

Повторы необходимы автору, чтобы усилить значение ключевых слов: «то прольет, то затмит…», «та ж любовь…те ж приятны взору… то ж на сладостных устах…» Указательные слова выполняют свою непосредственную функцию.

Повышают внимание читателя к тесту риторические вопросы и обращения.

Умолчания также присутствуют в произведении. Их задача — заставить подумать, а потом удивить нас неожиданным поворотом. «Кто… Жених Светланы».

Поэтическая фонетика баллады «Светлана»

Звукопись необходима автору для того, чтобы сделать события ярче, художественнее, дополнить события новым смыслом. Так, показывая гадания девушек, Жуковский использует сонорные звуки. Они передают мелодичность, живость, движение и игру. Такие же звуки слышны, когда жених предлагает Светлане ехать венчаться. Часто повторяющийся звук «в» слышен во время метели. Складывается ощущение, что завывает вьюга.

Ассонанс также присутствует в тексте. Сочетание гласных «у, а» передает голос попа. Междометия подчеркивают эмоциональное отношение автора к своей героине.

Имя девушки тоже несет свет, радость, добро, создает лирическое настроение.

Образ лирического героя в балладе «Светлана»

Главная лирическая героиня — Светлана, деревенская девушка, молчаливая и грустная. Её состояние такое, потому что ее суженый далеко. На святки она решается погадать. Отношение автора к своей героине трепетное. Он любит Светлану, говорит о ней милая и красавица. Именно эта девушка становится прообразом Татьяны Лариной А.С. Пушкина.

Жуковский волнуется за свою Светлану, особенно в самый страшный момент. Он наделяет ее внутренней красотой, дает ей веру в Бога. Именно молитва спасает героиню от беды. Девушка трепетно ждала своего суженого, надеялась на встречу. Именно такой любящей и верной должна быть идеальная героиня.

Литературное направление

Баллада «Светлана» относится к раннему романтизму. Об этом говорят несколько важных черт. В тексте много мистического, необычного. Мотив сна становится ведущим. Именно во сновидении происходит страшное? Метель, храм, гроб, мертвец, который тянет к Светлане руки.

Символы голубя, дороги, ворона также относятся к романтическому направлению. Не менее важной чертой является ощущение тревоги, предчувствие чего-то страшного, неизбежного.

Главная героиня — это неординарная цельная личность с сильным характером, которая смогла справиться со страхом, обратилась к Богу. Ее вера сильнее предрассудков и суеверия.

Культ природы не менее важен в романтизме. Метель предвещает смерть, а солнечный свет и рассвет новую жизнь, радость и счастье.

Таким образом, все эти черты позволяют отнести балладу к романтизму.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Людмила»
  • Анализ баллады Жуковского «Кубок»
  • Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»
  • Анализ баллады Жуковского «Ивиковы журавли»