Анализ стихотворения Жуковского В.А. «Невыразимое»


В стихотворении «Невыразимое» Жуковский поднял одну из проблем в искусстве – невозможность выразить свои мысли и чувства существующими для этого приемами. Он, мастерски владеющий словом, говорит о бессилии перед красотой природы? «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Новая тема, и у него будут последователи (А. Пушкин, Ф. Тютчев и др.), которые были согласны, что далеко не все можно передать словом.



История создания стихотворения Жуковского В.А. «Невыразимое»

Стихотворение написано во второй половине августа 1819 года. В это время Жуковский был наставником Александра II, при дворе был просветителем. Он занимался с царским наследником русским языком и литературой. Воспитатель понимал, что важно воспитать не императора, а гражданина. Особое внимание уделял нравственным качествам юноши. Поэт беседовал со своим подопечным и на философские темы. В это время Жуковского серьезно размышлял о сущности поэзии, искусства, единении природы и человека. Об этом его отрывок «Невыразимое».

Впервые напечатано в альманахе «Памятник отечественных муз, изданный на 1827 год Борисом Федоровым», СПб.,1827 г.

Жанр, направление и размер стихотворения

Это элегия. Особенность в том, что в ней совмещены черты двух литературных направлений: сентиментализма и романтизма. Поэт уделил много внимания чувствам, эмоциям. Для сентиментализма также характерно поклонение природе. Романтическая неудовлетворенность действительностью, мечты об идеале воплощены в образах и картинах жизни.

В работе над текстом использовал ямб: в первой части строка состоит из 6 стоп, а во второй половине он иногда переходит на четырехстопный ямб. Сразу меняется ритм, речь становится динамичной. Этому же способствует смена рифм: перекрестной, кольцевой и парной.

Композиция стихотворения Жуковского В.А. «Невыразимое»

Текст элегии не разделен на строфы, по форме это единый целостный текст. А вот по смыслу он делится на две части: описание тайн природы и размышления об искусстве. Монолог лирического героя начинается с вопроса, можно ли словом передать неповторимую красоту природы. Он приглашает к обдумыванию и читателей: в 1 части задает 6 вопросов.

Где, какая кисть ее (дивную природу) «изобразила?»

Можно «мертвое в живое передать?»

Кто может созданное «в слова пересоздать?»

Подвластно ли невыразимое выраженью?

Почему безмолвствует искусство?

И ответа на эти вопросы можно не ждать, все они будут отрицательными.

А что же «видимо очам?» Природа разбрасывает легко и непринужденно красоту: «пламень облаков», «дрожанье вод блестящих», «пожар пышного заката».

2 смысловая часть представляет собой размышления об искусстве, призванном выражать внутреннее состояние автора. Далее поэт объясняет, что происходит, когда хочется «прекрасное удержать». Этого невозможно сделать, «святое таинство» от увиденного понимает лишь сердце, оно хранит его. В душе «спирается болезненное чувство» от того, что нет достойных слов для воссоздания.

В самом конце элегии автор подводит итог своим размышлениям: не все можно передать словом, иногда красноречивее говорит молчание.


Смысл названия стихотворения

В качестве заголовка Жуковский использует причастие в значении имени существительного, чтобы вместить максимум смысла (причастие включает в себя признаки глагола и прилагательного). Слово придает торжественность и высокопарность. Сам поэт назвал стихотворение отрывком, считая, что в нем нет законченной мысли. Создается впечатление, что эти размышления вынесены из другого произведения. В заголовке «Невыразимое» одним словом названа идея произведения: искусство не может выразить полноту чувств, что представляет сознание, ощущение, впечатление.

Образы и символы в стихотворении Жуковского В.А. «Невыразимое»

Главными поэтическими образами в стихотворении являются Природа и Искусство.

С какой любовью и мастерством описывает поэт красоту природы родной России! Это не просто великолепная пейзажная картина, нарисованная поэтом. Она представлена как доказательство того, что она дышит загадочной жизнью души и сердца и что трудно выразить словами ее тайну.

Лирический герой в стихотворении для выражения личного «Я». В монологе есть рассуждения об искусстве. Он утверждает, что искусство бессильно удержать увиденное в себе – «прекрасного частицу удержать». Только сердце наполняется в момент созерцания восхищением.

Темы, проблематика и настроение стихотворения

Жуковский первым в русской литературе начал писать о «невыразимости». Самая значимая тема стихотворения – тема природы. Представителей всех видов искусства всегда интересует сущность природы и особенности ее воплощения в живописи, музыке, поэзии. Вечная тема – человек и природа. Она всемогуща и свободна, а человек пытается лишь познать ее. Размышления об искусстве занимают значительную часть в стихотворении. Поэт коснулся высокой миссии поэта.

Пафос стихотворения возвышенный, романтический. Можно заметить легкую грусть, а в некоторых строках чувствуется негодование от бессилия изобразить красоту неба, воды, заката такими, какими чувствами все это воспринимает поэт. В этом и состоит главная проблема.


Смысл стихотворения Жуковского В.А. «Невыразимое»

Этим стихотворением поэт хотел сказать, как совершенна природа. С какой легкостью, «небрежною свободой» она создает красоту вокруг! Поэт хочет убедить в том, что искусство на ее фоне вторично, передать красоту окружающего мира оно бессильно. На фоне природы меркнет любое подражание. Поэт утверждает, что человек не может быть соперником природе.

Все свои сетования поэт завершает умозаключением: «И лишь молчание понятно говорит».

Средства художественной выразительности в стихотворении

Жуковский убежден, что словом он может выразить только малую часть великолепия природы. «Что наш язык земной пред дивною природой?» – такой риторический вопрос задает поэт и себе, и нам, читателям. Для изображения великолепного пейзажа он, как художник, находит слова, пользуется поэтическими приемами. Признается, что уловить его вдохновенью удается «едва-едва одну черту» и хочется «ненареченному названье дать». В стихотворении есть эпитеты («тихое небо», «воды блестящие»), сравнения, метафоры («пожар заката»). Они выразительные, точные. «Мысль крылата» – инверсия.

Использованная анафора (строчки начинаются с одинаковых слов «сии», «сие», «сея», «сей») усиливает таинственность и придает мелодичность звучанию. Эмоциональные риторические вопросы помогают лирическому герою показать душевное состояние. В магии природы находится идеал, по которому ему остается только томиться.

Отзыв о стихотворении Жуковского В.А. «Невыразимое»

Поэзия Жуковского – история его души, его волнений, мечтаний и дум, выражением которых становятся его элегии. Стихотворение с таким необычным названием заставляет о многом подумать. Можно восхищаться системой образов, темой, идеей, мастерством и новаторством поэта. Это бесспорно – сам Жуковский! Но хочется поразмышлять о другом.

Мы любим природу, восхищаемся ее красотой, пользуемся ее дарами, благодарим за щедрость. Нам нравится посещать выставки художников, знакомясь с работами пейзажной живописи. Слушать музыкальные произведения, где воспевается природа в разные времена года. И опять благодарим судьбу, что имеем возможность любоваться закатами и рассветами, лугом, речкой и цветами на лесной поляне.

Но после таких стихов понимаешь, как прав поэт! Не все можно выразить словами. Последняя строка в стихотворении подводит итог размышлениям поэта: « И лишь молчание понятно говорит». Давайте вспомним наше состояние, когда вдруг останавливаешься, увидев красоту осеннего леса, зеркальную гладь реки, пылающий закат. С замиранием сердца смотришь и молчишь. Кто-то воскликнет: «Какая красота!». И все – слов нет! Но в сердце разливается тепло, словно эта красота там и осталась и греет душу.

Это вовсе не значит, что искусство становится ненужным. Невозможно представить жизнь без хорошей книги, музыки, кино. Искусство помогает познавать жизнь, формирует чувства, помогающие жить, развиваться, двигаться вперед.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ баллады Жуковского «Светлана»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Море»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»
  • Анализ стихотворения Жуковского «Жизнь»