Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)


При создании образа Чарткова Н.В. Гоголь в повести «Портрет» использует такой литературный прием, как антитеза. Чартков до покупки портрета ростовщика и обретения больших денежных средств кардинальным образом отличается от Чарткова после покупки портрета ростовщика и обретения больших денежных средств.

Н.В. Гоголь противопоставляет материальное положение Чарткова-прежнего и Чарткова-нового. В начале повествования продемонстрировано, что у героя нет средств к существованию. Чартков – обедневший дворянин, у которого есть только один слуга. Он снимает «бедную лачужку на уединенном Васильевском острову», за которую он не может заплатить. У Чарткова нет денег ни на свечи, ни на материалы для работы, ни даже на еду. Бедная жизнь Чарткова сменяется богатой жизнью после того, как он становится обладателем 1000 червонных, которые находились в раме портрета ростовщика. Сразу же Чартков посетил портного и парикмахера, «накупил духов, помад», наелся и впервые выпил шампанское, нанял «великолепнейшую квартиру» в самом центре Петербурга, заказал в газете статью о своем таланте и стал тратить деньги на весьма бесполезные вещи. Н.В. Гоголь показывает, что из нищего человека Чартков превратился в богатого человека, который мог купить все что захочет.

Н.В. Гоголь противопоставляет также положение Чарткова-прежнего и Чарткова-нового в обществе. Если раньше он был неизвестен, то после обретения богатства Чарткову удалось реализовать в жизнь «желание непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». Из человека, о котором никто не знал, Чартков превратился в человека, о котором знали все. С противопоставлением славы/отсутствия славы связано и противопоставление количества заказов. Если раньше у Чарткова никто ничего не заказывал, он работал, удовлетворяя собственные эстетические принципы, а его главным натурщиком был его крепостной Никита, то после переломного момента Чартков стал получать множество заказов от разных лиц.


Главное противопоставление заключается в том, что Чартков-прежний обладает талантом, а Чартков-новый талантом не обладает. Работая на себя, ища собственный стиль, Чартков был «художником с талантом, пророчившим многое». О наличии таланта говорил и профессор, остерегавший Чарткова от написания «портретиков за деньги», из-за которых «губится, а не развертывается талант». Став обладателем 1000 червонных и получив славу и множество заказов, Чартков стал растрачивать свой талант. Создавая однотипные портреты, в которых не было ничего от живых людей со всеми их внешними и внутренними особенностями, Чартков стал скучать и отдавать свои работы на доработку своим ученикам. Не создавая истинные произведения искусства, Чартков лишился того таланта, который у него был.

Противопоставляются Чартков-прежний и Чартков-новый и по внутренним качествам. Если раньше в душе Чарткова преобладали добро и светлое начало, то после начали преобладать зло и дьявольское начало, которые в итоге убили в нем добро и светлое начало.

Таким образом, Н.В. Гоголь, противопоставляя Чарткова-прежнего и Чарткова-нового в разных аспектах, показывает, что Чартков, обретя богатство и славу, лишился таланта и перешел на сторону зла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Опровергает или подтверждает вторая часть повести Гоголя «Портрет» мысль о всевластии зла?
  • Слово Гоголя в повести «Портрет»
  • Чартков - герой или антигерой? (по повести Гоголя «Портрет»)
  • В чем трагедия Чарткова? (по повести Гоголя «Портрет»)