Антитеза в рассказе Чехова «Анна на шее»


Рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее» увидел свет в 1895 году. Готовя произведение к изданию, писатель выделил в нем две части, внес изменения, которые по большей части касались обрисовки сатирического портрета Модеста Алексеича и углубления психологической характеристики главной героини, Анны. Именно с ее образом связан такой прием, как антитеза. О нем и пойдет речь в нашем настоящем сочинении.

Итак, в рассказе не так много персонажей, но все они даны условно, их автор будто нарисовал схематично, желая придать своему произведению комический эффект. К примеру, Модест Алексеич - гротескный образ чиновника, мечтающего только о продвижении по службе, ничего больше его не интересует. Красавец Артынов лишь смотрит на Анну и ничего не говорит. Братья-гимназисты, Андрюша и Петя, все время твердят одну и ту же фразу. При создании образов этих героев А.П. Чехов использует один основополагающий лейтмотив. В случае с отцом Анны речь идет о его жалкой жизни и о чувстве вины, которое он испытывает по отношению к своим детям.

И только в случае с главной героиней ситуация совершенно меняется. Писатель ей одной дает развернутую психологическую характеристику, предлагает нам проследить за изменениями, которые происходят в девушке по ходу повествования. Ее характер дан автором в развитии. И здесь Чехов прибегает к антитезе.


Чтобы показать это на примерах обратимся сначала к первой части. Перед нами испуганная девушка, которая лишь несколько минут назад вышла замуж за непривлекательного пожилого господина. Венчание было для Анны настоящей мукой. Замечая жалкое и доброе лицо отца, девушка чувствует свою вину перед ним. Автор, характеризуя внутреннее состояние героини в начале рассказа, постоянно указывает на то, как она несчастна. Оставаясь одна дома, Анна плачет, понимая, как горько ошиблась. Муж, настоящий скряга, не дает денег ни ей, ни тем более ее отцу. Однажды одолжив пятьдесят рублей, читает настоящую лекцию, тем самым еще больше унижая родителя своей супруги. Девушка не может даже есть вволю в присутствии Модеста Алексеича и часто навещает своих родных, разделяя с ними скромный обед.

А вот вторая часть рассказа совершенно противоположна первой. Попав на благотворительный бал, Анна предстала там во всей красе и произвела настоящий фурор. Теперь ее жизнь совершенно переменилась. Характеризуя девушку во второй части своего повествования, автор использует такие эпитеты, как «гордая, самоуверенная, свободная». Мужа Анна больше не слушает, теперь он подчиняется ей и исполняет любую прихоть.

На протяжении всего рассказа автор не раз обращает наше внимание на то, насколько изменчив характер Анны. Девушка не стабильна в эмоциональном плане и легкомысленна. А попав в высшее общество, она и вовсе потеряла голову, стремясь только к одному - получить все радости от жизни, быть счастливой. Именно эти черты характера героини приводят к тому, что она разрывает связи с семьей, считая ее обыкновенной и ничем не примечательной.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Чехова «Анна на шее»
  • Проблематика рассказа Чехова «Анна на шее»
  • Омертвение души в рассказе Чехова «Анна на шее»
  • Кого жалко в рассказе Чехова «Анна на шее»?