Антитеза в романе Толстого «Воскресение»


Роман Л.Н. Толстого «Воскресение» построен на антитезе. Этот прием наблюдаем на разных уровнях произведения: в сюжете, в системе образов.

Уже на первых страницах противопоставляется жизнь в заключении и на воле. Изнеможенная пребыванием в тюрьме Катюша жадно вдыхает свежий воздух по пути в суд. Кажется, что и её внутреннее состояние меняется: мрачные мысли отступают, возрождается жажда к жизни.

Далее узнаем о начале жизни Катюши. Мать, дворовая женщина, родила её от проезжего цыгана. Девочку нечем было кормить, поэтому мать хотела, чтобы та умерла с голоду. Это ужасает современного читателя, но Л. Толстой пишет, что тогда это было обычной практикой: покрестить ребенка, а потом заморить голодом. Катюшу спасли сестры барыни. После смерти матери девочка осталась жить у хозяек. В этом эпизоде очень выразительное противопоставление условий жизни богатых и бедных. Далее эта антитеза находит развитие.

Л.Н. Толстой показывает сытую жизнь Дмитрия Нехлюдова, его сестры с супругом, Корчагиных. Писатель открывает перед нами изнанку жизни чиновников, генералов. После этого Лев Николаевич рассказывает о жизни в глубинке. Дмитрий Нехлюдов, решив ехать за Масловой в Сибирь, отправляется в имения матери, тёток, чтобы отдать земли крестьянам. Здесь он видит обессиленных людей, которые живут в впроголодь, которые разучились доверять. Эти люди не умеют льстить, как представители высших слоев. Они говорят прямо, практически не сдерживая своих эмоциональных порывов.


Контрастируют с образами чиновников, генералов и других богачей также заключенные. Их жизнь кардинально отличается. Зато тюремные будни закалили их характеры.

Антитезу на уровне системы образов также можно заметить в эпизодах, знакомящих нас с политическими заключенными. Так, самоуверенный, тщеславный Новодворов, его деятельность, цели, противопоставляются Набатову, Щетининой, Богодуховской. Так Л.Н. Толстой показывает, что не все революционеры служат одной идее.

На сюжетном уровне на протяжении всего романа реализуется антитеза «труд – бездеятельность. Писатель показывает, что для человека очень важно совершенствоваться, работать над собой, трудиться, чтобы сделать что-то для других. Так трудятся политические, так начинает трудиться Дмитрий Нехлюдов и Катюша Маслова. Но есть и те, которые прикрываются вуалью «лжедеятельности», на самом же деле не приносят никакой пользы, остаются на месте в духовном развитии. Примером бездейственных героев являются Масленников, Корчагины, Вольф и другие.

Показательными в свете этой антитезы являются финальные эпизоды второй части романа. Корчагины после пожара перебираются на новое место жительства. Мать Мисси притворяется немощной. Прислуга тратит огромные силы на транспортировку вещей. В это время на вокзале появляются рабочие, которые возвращаются из торфяных болот.

Антитеза в романе «Воскресение» многофункциональна. Она помогает автору в панорамно показать эпоху, воплотить идею.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Нехлюдов, его мытарства и прозрение» (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Революционная интеллигенция в романе Толстого «Воскресение»
  • История создания романа Толстого «Воскресение»
  • Смысл названия романа Толстого «Воскресение»