Авторская позиция в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


В рассказе Искандера «13 подвиг Геракла» автор передает повествование от лица мужчины, бывшего ученика пятого класса. Рассказчик как будто попадает в то далекое советское время, когда еще учился в школе и с благодарностью вспоминает своего учителя, который помог ему вырасти хорошим человеком.

Автор относится к главному герою с юмором, он наделяет его историю шутками и ироничными характеристиками других персонажей. У рассказчика нет имени, читатель узнает только его прозвище «бесстрашный малярик». Оно тоже звучит с иронией, потому что, судя по поступку, он оказывается обычным трусливым учеником. Рассказ мальчика об учителе наделен восторгом и несет поучительный смысл. Ему нравится, что на уроках Харлампия Диогеновича всегда была дисциплина, что у математика не было любимчиков и невозможно было списать.

Видно, что автор относится к математику уважительно. Он говорит о том, что избранный им метод действительно работает. Ведь когда распадается круговая порука класса и над учеником все смеются, совершать необдуманные поступки уже не захочется. Высмеивание безнравственного поведения — именно это средство является главным в воспитательной системе учителя, и Искандер одобряет такой способ. Именно поэтому Харлампий Диогенович никогда не кричит, не вызывает родителей, он просто иронизирует над провинившимся учеником.


Автор вкладывает в слова малярика свои размышления и шутки. Например, он смеется над директором, который носил шляпу цвета магнолии и хотел перенести стадион, чтобы ученики не убегали туда с уроков. В словах мальчика переданы очень точные характеристики одноклассников. Он подмечает мельчайшие подробности их поведения. Шурик Авдеенко, вечно угрюмый, наделенный прозвищем черный лебедь. Отличник Сахаров, старающийся оставаться всегда «правильным». Тихоня Комаров, который ненавидит свое имя Адольф и до смерти боится уколов.

Авторская позиция четко прослеживается на протяжении всего текста. Он воспринимает рассказчика как человека, которому предстоит сделать важный нравственный выбор. И когда малярик принимает решение пойти обманным путем, осуждает его. Это отчетливо видно из диалога героя с врачом, а позднее с Харлампием Диогеновичем. Учителю достаточно всего несколько минут, чтобы передать суть поступка героя. Он сравнивает «бесстрашного» малярика с храбрым Гераклом, который совершил 12 подвигов из-за смелости. А пятиклассник хотел добавить в историю еще один, тринадцатый подвиг. Только мотивы его поступков были другие. Он боялся быть опозоренным и получить двойку. Трусость — вот главный порок мальчика. И этот порок надо искоренить. Автор наделяет последний эпизод особым комизмом, благодаря которому мальчик делает вывод — никогда так больше не поступать.

В заключительных словах заложена авторская позиция — закалять лукавые детские души нужно шуткой. Тогда во взрослой жизни никто не сможет пошатнуть те нравственные принципы, которым следует человек.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Чему учит рассказ Искандера «13 подвиг Геракла»?
  • Отзыв о рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Цитатный план рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»