Авторская позиция в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Несмотря на то что роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» написан от лица издателя, который нашел рукопись летописца города Глупова, в данном сатирическом произведении четко прослеживается авторская позиция.

С помощью сатирических приемов М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует свое негативное отношение к произволу самодержавной власти, к крепостничеству. Именно это, по мнению автора, тормозило общественное развитие.

Наделяя градоначальников нелепыми и абсурдными характеристиками, сатирик выражает негативное отношение к жестоким и эгоистичным представителям власти. Писатель наделяет каждого из 22-ух (точнее 21-ого) градоначальников отличительными чертами, однако демонстрирует, что все они имеют общую черту: стремление к подчинению народа. Эта общая черта вызывает у писателя отторжение, протест.


Авторская позиция в щедринском романе выражается при помощи сатирических приемов. Высмеивая черты определенных персонажей, писатель демонстрирует негативное отношение к представителям самодержавной власти. Фантастический образ Брудастого, у которого вместо головы был механизм, например, вызывает у читателя смех, однако в этом образе прослеживается обеспокоенность М.Е. Салтыкова-Щедрина тем, что городом Глуповым может управлять даже тот человек, у которого нет головы. Весь роман наполнен неравнодушием автора по отношению к России.

Поднимая тему взаимоотношений между властью и народом, писатель высказывает свое отношение не только к представителям власти, которые стремились подчинить себе народ, но и к представителям народа. М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание на смирение глуповцев, на их покорность и ненужное долготерпение. Сатирик жалеет русский народ, однако он высмеивает его смиренный характер, когда люди терпят различных правителей, мирясь с их жестокой деятельностью по отношению к ним.

Иногда позиция автора прослеживается в комментариях издателя или глуповского летописца. Летописец или издатель иногда высказывают свое мнение относительно глупости градоначальников и жителей Глупова. Так, например, градоначальник Угрюм-Бурчеев называется летописцем и издателем прохвостом.

М.Е. Салтыков-Щедрин в центр всего повествования ставит вымышленный город Глупов с вымышленными градоначальниками и вымышленным народом – глуповцами. Однако использование географических данных, российских названий географических объектов и фамилий и имен конкретных исторических деятелей, а также наделение градоначальников чертами конкретных исторических деятелей говорит о том, что сатирик говорит не о вымышленном городе, а о России. Поднимая проблемы произвола самодержавной власти и народного смирения, М.Е. Салтыков-Щедрин обращает внимание на реально существующие общественно-политические проблемы. Обращение к данной проблематике демонстрирует авторскую позицию: писатель неравнодушен к судьбе русского народа. Сатирик, обращаясь к истории вымышленного города, говорит о современной ему России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Органчик» (анализ главы романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • «Война за просвещение» (анализ главы романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • «Оправдательные документы» (анализ главы романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • «Опись градоначальникам» (анализ главы романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»)