Авторские ремарки в рассказе Чехова «На мельнице»


Порой ремарки в литературном произведении становятся важным стилистическим приёмом (элементом), помогающим автору раскрыть сюжетные подробности или выразить своё отношение к происходящему. В драматургии и прозе А.П. Чехова ремарки имеют свои отличительные особенности. В них ярко выражен психологизм, отражающий характер и мотив поведения героев. Подробнее рассмотрим это на примере рассказа «На мельнице».

Добиться сюжетной целостности в произведении автору удаётся не только с помощью художественно-изобразительных средств по типу сравнения, применимого им при описании портрета мельника Алексея Бирюкова: «...фигурой и лицом похожий на тех топорных, толстокожих и тяжело ступающих матросов...», но и благодаря ремаркам.

Особо показателен эпизод, где главный герой разговаривает с монахами - Диодором и Клиопой. Скука и безделье довели Бирюкова до того, что между ним и послушниками церкви произошёл конфликт. Он первый обратился к героям с вопросом: кто позволил им заниматься рыболовством, ведь река якобы принадлежала ему, если он её на откуп взял. Вопрос со стороны выглядел неуместным по той причине, что на тот момент монахи занимались совсем другим делом: таскали мешки с рожью для помола. Поэтому на претензии хозяина они никак не отреагировали: «Монахи ничего не ответили и даже не взглянули на мельника», у них не было времени на разборки, потому что оба занимались делом, в отличие от мельника.


Такая реакция со стороны Клиопы и Диодора не остановила главного героя: «Мельник зевнул, помолчал и продолжал ворчать...». Уточнение автора указывает на то, что искренне Бирюков не был зол на работников. Его поведение больше указывало на равнодушие и неуважение по отношению к ним. На угрозы с избиениями и жалобами мировому Клиопа ответил «тихим тенорком», что указывает на мягкость его характера и боязливость перед хозяином. При обвинениях в воровстве рыбы он даже «поморщился». Страх испытывал даже Диодор, который пытался остановить товарища от попыток отстоять права перед Бирюковым: «дёргая Клиопу за рукав», он приказал ему молчать. Так, чеховские ремарки в данном эпизоде показывают, как Алексею удалось нагнать страх на церковнослужителей. Оба героя боялись сказать лишнее слово, зная о бесчеловечности хозяина.

Худшие черты своего характера главный герой проявляет и при матери, которая души не чаяла в собственном сыне, обращаясь к нему, как к маленькому «Алёшенька». Отношение Бирюкова к родному человеку проявляется в некоторых деталях. Даже здоровается с героиней он «не глядя» и «хмурясь», что говорит о его неуважении даже к близкому человеку. Он понимал, что женщина пришла просить у него помощи от безысходности своего бедственного положения. На её просьбы он ответил, что ему пора уезжать в Коряжино. Даже история про семью брата Василия, которая живёт в нищете, не растрогала его сердце: «Мельник молчал и старательно набивал свою трубку».

Сцена прощания матери и Бирюкова является идейно главной в рассказе. Мельник оттолкнул старуху, протянувшую сыну пряник. От испуга он всё же решает помочь женщине, но всё не так просто, ведь Алексей не мог проститься с деньгами: «Он покрутил в руке этот комок, помял, для чего-то оглянулся на монахов, потом опять помял». Авторская ремарка здесь усиливает впечатление читателей от скупости и жадности главного героя. В результате Алексей протянул матери только один двугривенный.

Таким образом, ремарки Чехова в рассказе «На мельнице» являются не просто уточнениями, а сложным психологизмом, раскрывающим подлинные черты характера героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Алексея и Василия (по рассказу Чехова «На мельнице»)
  • Роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера Алексея Бирюкова (по рассказу Чехова «На мельнице»)
  • «Нравственный приговор» Чехова в рассказе «На мельнице»
  • Речь Алексея Бирюкова в рассказе Чехова «На мельнице»